Шпаргалки по предметам

Шпаргалки по философии к экзамену

 

13.Философия Нового времени. Шпаргалка.

В этот период начали формироваться предпосылки нового устройства общества – капитализма. Идет процесс освобождения от религиозных и феодальных предрассудков. Формируется новый метод мировоззрения – механико (объяснение всех событий на основе механики ) – материалистического (возникает новый класс – третье сословие, которые были заинтересованы в развитии науки и материализма).

Поиск источников истинной познавательной деятельности и разработка научного метода познания.

Английская философская школа. Френсис Бекон – родоначальник материализма Нового времени. Он считал, что наука должна носить практический, экспериментальный характер. Все выводы должны строиться на экспериментальных данных и обобщениях. Этот метод получил название эмпиризма. Основной труд – «Новый Органон». В нем он говорит, что человечеству необходимо освободиться от присущих ему призраков:

1. Призрак рода – ошибки, возникающие в силу религиозного одушевления природных явлений (в лесу живет – леший, в воде – водяной, в доме – домовой). Этот подход получил название «антропоморфизм» (человек + форма).

2. Призраки пещеры – ошибки, обусловленные воспитанием.

3. Призраки рынка – привычки использовать слухи и сплетни.

4. Призрак театра – вера в авторитеты. Свободное сознание должно освободиться от авторитетов.

Продолжили эту линию – Дж. Локк – выступил противником подчинения знания религии, считал, что вера в авторитеты не может устоять перед современной материалистической формой познания: «Идея Бога является неясной и путанной».

Ставя вопрос о источниках истинных знаний, он полагал, что его единственным источником являются человеческие чувства: «Нет ничего в интеллекте, чего бы ранее не было в наших чувствах».

Человеческие чувства – «сенс», поэтому эта позиция получила название сенсуализма.

Жизненный процесс – человек должен превратиться из «чистой доски» в «книгу, заполненную знаками». Он (Локк) был не только философом, но и разработчиком теории естественного права, согласно которой существует два состояния: 1. Гражданское общество – человеку принадлежит полная свобода и неотъемлемая собственность; 2. Правовое государство – общественный договор между гражданами общества и государством. В общественном договоре отражается какие права передаются государству, а какие являются неотъемлемыми.

Джорж Беркли. – разработал теорию идеалистического сенсуализма. Он выступил с критикой понятия материи, как естественной основы мира. В основе лежит не материя, а вещи. Основной тезис – «Существовать, значит быть воспринимаемым». Он отвергал двойную бухгалтерию, поэтому объективного мира не существует, и есть только образы. Образ вещи – Вещь.

Дэвид Юм – наследник идей Беркли, он доводит их до классического агностицизма. На вопрос: «Существует ли мир?», – он отвечал: «Не знаю и не могу знать!». Отсюда он делает вывод, что мы никогда не знаем причин какого-либо события.

Мы часто отождествляем события с практикой. Например: бочка с порохом и фитиль. На практике фитиль может потухнуть, пойти дождь и т. д.. В теории же взрыв всегда является следствием зажжения фитиля.

Агностицизм: «Мы можем надеяться, но мы никогда не можем утверждать что-либо».

Рене Декарт – французский философ – разрабатывает метод рационализма. Высший критерий познания – разум. Критерии: очевидность, рациональность, логическая доказательность. Чувства затемняют истину, не дают проявиться тому, что казалось бы, лежит на поверхности.

«Я мыслю, значит я существую». Все мыслимое реально существует. Я мыслю. Следовательно, я существую.

Подвергает все сомнению. Единственное, что реально существует – человеческий разум и сомневаться в том, что я правильно мыслю – невозможно. Он отказывается от классического материализма и идеализма и стремится истолковать причину бытия дуалистическим образом. Для него нет понятия единства: в основе мира лежит и материя, и разум. Мысли и идеи существуют в мире параллельно и только в человеке они соединены.

Бенедикт Спиноза – нидерландский мыслитель 17в. Он не принял дуалистическое толкование Декарта, возвратил философию к материалистическому пантеизму.

«Природа есть причина самой себя». В мире нет двух субстанций (нет отдельно природы и бога), природа обладает источником своего развития. Объясняет проблему развития природы, применяя принцип причинно-следственной зависимости. «Человеческий разум способен постигнуть причинно-следственные связи бытия, в силу того, что порядок и связь идей тоже, что и порядок, и связь вещей».

Лейбниц – рационалист, математик, изобретатель – пытается создать новую философскую систему, исходя из того, что сложные объекты действительности сами по себе являются субстанций бесконечно, каждая субстанция состоит из материальных, духовных оснований. Субстанция получает название Манад. Эти идеи получили название Плюрализм (множество).

Под субстанцией понимал сложные объекты – биопопуляции, человека и т. д. «Я никогда не видел бесполезных масс объектов, все они занимались деятельностью».

Лейбницу удалось развить идею эволюции, он писал, что на низших ступенях природы манады обладают смутными целями, а на более высоких – сознанием и более эффективными формами жизнедеятельности. Считал, что во Вселенной существует множество миров, но мир, в котором мы живем – наилучший.

Шпаргалка. 14 Эмпиризм и рационализм

Эмпиризм –(гр. empeiria – опыт), направление о теории познания, признающее чувств. опыт единственным источноиком достоверного знания. Противостоит рационализму. Хар-на абсолютизация опыта, чувствств. познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Как целостная гнесеологическая концепция э. сформ. в 17-18 в. в. (Ф. Бэкон, Т. Гоббос, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм); элементы э. присущи позитивизму, неопозитивизму (логический э.).

Н. Лоский эмпиризм – особенность гнесеологии интуитивизму. Э. объед. с мыслью о том, что объекты доступны познанию лишь настолько, наск. переживатся познават. субъектом. Сущ.

-мистический,

- индивидуальный,

-универсальный (понятие интуитивизм)

Виды: 1) Имманентный – попытки объяснить состав нашего познания из комбинации ед. ощущений и представлений. Юм б. считать недоказанным реал. тождество впечатлений, не выдерживая эту т. зр. незаметно для себя впечатления за объекты, сущ. помимом сознания, действ. как раздражители. 2) Трансцендентный – материализм двиг. в пространстве и вступ. в разнообразие комбинаций частицы материи за истин. реальность, за мир опыта.

Рационализм (лат. rationalts – разумный), направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит иррациональзму, сенсуализму. Выступиа против ср/век. схоластики и религ. догматизма, классич. р. 17-18 в. в. (Декарт, Б. Спиноза, Н. Мальбраш, Г.Лейбниц) исходил из идеи естеств. порядка – бесконеч. причинной цепи, пронизывающей весь мир. Научное (т. е. объективное, всеобщее) необх. знание, согласно р. достижимо только посредством разума – одновр. источнока знания и критерия его ценности. Р. – источник иделаогии Просвещения.

Р. – признание за чел. разумом высш. и решающего значения: 1- в практической жизни людей и народов (сталкивается с житейским консерватизмом); 2 – в науке (с эмпиризмом); 3 – в религии (традиционализмом, мистикой).

Мы все познаем из опыта, но сам опыт обусловлен природой разумного мышления, т. к. если б мы мыслили по принципу тожества, противоречия, то эмпирич. данные не м. б. сохраняться и слагаться в опр. умственное целое.

15. Французский материализм 18 ст. Шпора.

В сер. 18в. во Франции, с Вольтером, Руссо появились просветители около «Енциклопедии наук, исскуств, и ремесел»: К. Гельвеций, П. А. Гольдбах, Д Аламбер, Д. Дидро. Центр. вопрос – Природа-Человек_ Бог. Природа – первооснова, причина и порядок, сущ. вечно, пост. изменяется и одноврем. остается тождественна самой себе. Это противоп-ть деизму и пантеизму. Ж. Ламетри: родник активности концентр. центр в самой материи, вопрос о боге оставил открытым. Не согласен с Р. Декартом, что материя бесконечна.,она на уровна чел. души, может чувствовать и активна.(Д. Диро, П. Гольдбах).

Рассм. гнессеологич. проблемы:способен ли чел-к познать мир и опред. свое место в нем, как происходит процесс познания, разум в процессе познания (Гельвеций, Гольдбах).

Сенсуализм (Ж. Ламетри,) без ощущения нет идей. из чувства возникают др. формы разумной деят-ти: память, фантазия, анилит-синт. деят-ть, абстрактное мышление.

Фр. материалисты уверены, что чел-к – продукт природы.

Диалектичны идеи о принципе сохранения и сбережения материи, принцип движения как единства стабилтности и изменений, мысль об обществ. прогрессе. В центре – принцип связи и взаимообусловленности явлений.

Чел-к полностью пребывает во власти независ от него сил (Д. Дидро «Жак-фаталист»). Свободен ли чел-к? (Гольдбах)

Понятие общества обоснов. на концепции чел-ка как природного существа. Общество- произведение природы, поэтому она обуславливает жизнь кажд. чел-ка в обществе.(Гольдбах) В чем же суть чел. природы? Этот вопрос в природной политике, законах природы, прир. морали. Вывод: суть чел. природы лежит в самосохранении, достижении личного блага и счастья. Обществ. среда обуславливает суть чел-ка. Гольдбах, Гольвеций, Дидро: природа не делает людей ни добрыми (Руссо) ни злыми (Гоббс), такими их делает обществ. среда. Чел-к должен вступать в договорные отношения, обр. посредника и защитника – государство, сис-му гражд. законов.

16. Классическая немецкая ф-я.Шпаргалка.

Центр культурной жизни в 18веке передвинулся из Франции в Германию. Основные философы: Фихте, Шеллинг, Кант(позитивизм), Гегель (иделализм), Фейербах.

И. Кант (1724-1804).

Родился и всю жизнь прожил в Кенигсберге. В его жизни принято выделять два периода:

1) докритический, где он выступал ученым-испытателем (гипотеза возникновения солнечной системы из пылевой материи, Луна – причина приливов и отливов, и как следствие, замедление суточного движения Земли, учение об относительном движении и покое, гипотеза происхождения животных и человеческих рас);

2) критический – он по-новому подходит к изучению предмета философии. До нег философия изучала, что есть причина бытия, но это есть псевдопроблема философии ибо человечество на этот вопрос никогда ответить не сможет. Его взгляд:

Как происходят события.

Как их можно усовершенствовать и улучшить.

Где нет знания, а где заблюуждение?

Кант называл свои идеи «Коперниканским переворотом в философии». Философия Канта выделяет границы познания человека.

«Как только мы входим в сферу познания, где получаем два противоречивых суждения об одном и том же объекте, значит мы перешли границу познания».

Пример: Есть бог или его нет? Есть душа или нет?

Декарт верил во всесилие человеческого сознания, а Кант ограничивал сферу познания человека. Отличительная черта Канта – изменение акцента философского изучения. До него философы в основном поясняли антологические проблемы. Кант обратился к гносеологической проблематике – как возможно осуществить достоверное научное знание (каковы познавательные способности человека).

До Канта большинство философов ставили вопрос о том, что субъективное познание в основном затемняет истину и несет массу идолов (которые искажают истину). У каждого человека есть две познавательные особенности: эмпирическая мера познания – психическое и общечеловеческое состояние (трансцендентальное – врожденное, доопытное, заданное каждому человеку до рождения).Но трансцендентальное познание так же субъективно, как и психическое.

Формы (понятия) пространства и времени позволяют развиваться объективным наукам (математика, рассудочная деятельность – мышление в понятиях) на базе их развиваются все остальные естественные науки (физик, биология и т. д.), и гуманитарные. Для опознания самого себя, для философских осмыслении действительности у человека должен быть разум (способность оперировать идеями). Идеи, возникающие в человеческом разуме носят субъективный характер. Если они противоречат между собой – антиномии (возникают, когда мы выходим за пределы познавательных возможностей). Мы видим отпечаток вещей в себе в форме явлений и никогда явления не станут вещами, раскрытыми для нас. Кант вводит два ограничения:

1. Ограничения познавательной возможности доопытными формами познавательной действительности.

2. Человеческому разуму не следует раскрывать сущность бытия. «Философия никогда не должна ставить вопрос Почему? и стремиться ответить на вопрос Как?».

По мнению Канта человек – житель двух миров (мира – «феномена» и мира умопостигаемого – ноуменов трансцендентальный).

Если первичен мир природы, то необходим регулятор, которым являются естественные знания, второй мир – мир свободы, характеризуется свободой человеческого разума. Практический разум – движение силой, основной которой являются не знания, а вера, надежда, нравственность и субъективная вера отдельного индивидуума. Сфера практического разума определяется принимаемым каждым человеком законом поведения. «Поступай по отношению к другим людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе». Кант представитель дуализма.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель. (1770 -1831) – немецкий философ, представитель объективного идеализма. Его философию можно считать завершением философии Нового времени.

Особенности:

1. Философия имеет тоже значение, что и религия. Их значение заключается в определении и познании абсолюта (или Бог лежит в основе мира).

2. Философия трактуется как самопознание, саморефлексия мира (осуществляется в понятийной форме).

Философская система Гегеля состоит из трех частей:

Логика (диалектика) – первоначало бытия – абсолют, «дух» – «мировой разум». Она существует как система логических понятий и категорий, которые описывают процесс будущего развития мира.

Законы развития диалектики

1. Закон диалектического противоречия – исходным пунктом всякого развития является противоборство и взаимопроникновение противоположных сторон, которые обуславливают формирование новой качественной системы.

2. Закон взаимосвязи количественных и качественных изменений – раскрывает механизм осуществления научной деятельности.

3. Закон отрицания отрицания – отвечает на вопрос о том, в какой форме осуществляется развитие. Всякое развитие происходит по восходящей спирали от простого к сложному, но каждый раз необходимо повторять фундаментальные принципы и тенденции развития: всякое выражение отрицается антитезисом и выражается синтезом.

Здесь он выступил как диалектик.

Вторая часть – «Философия природы» – второй этап развития мира – создается природа, она вступает в противоречие с духом.

Третий этап – «Философия духа» – на этом этапе абсолютный дух содействует возникновению в природе человека, выделяет его из природы, формирует его как активного деятеля, наделяет человека сознанием.

Три основы природы: 1) субъективный дух; 2) объективный дух – формирует семью, гражданское общество, правовое государство; 3) абсолютный дух (разум) – эпоха развития сознания человека – формы сознания: искусство, философия, религия. В искусстве возникла тень абсолютного духа – символа творца Вселенной. Религия – личный дух абсолютного духа. Философия – высший идеал самосознания человеческого духа. Основная идея – идея самосознания.

17. Развитие философии в 20 веке. Шпора.

Субъект и объект всех процессов – человек. . Прагматизм и неопозитивизм.

Прагматизм – широко распространенной субъективно-идеалистическое течение в современной буржуазной философии.

В центре философии прагматизма находится так называемый «принцип прагматизма», определяющий значимость знания его практическими последствиями – Пирс Ч. С.

Пирс Чарльз Сандерс (1839-1914) – американский философ, основатель прагматизма. Понимая познание как «закрепление веры», Пирс разработал три метода прагматизма: «метод упорства», «метод авторитета» и «научный» метод, основанный на гипотетическом допущении реальности мира.

В работах Дж. Уильямса (1842 – 1910) – американский психолог и философ, прагматизм формулируется как метод разрешения философских споров путем сравнения «практических последствий», вытекающих из той или иной теории истины: истина есть то, «что лучше «работает» на нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта».

Субъективистское понимание «практики» и истины приводят прагматизм к определению понятия (идеи) как «инструмента» действия (Дьюн), а познания – как совокупности субъективных «истин» («гуманизм» Фердинанд Шиллер). Под практической полезностью, однако, прагматизм понимает не подтверждение объективной истины критерием практики, а то, что удовлетворяет субъективно-личные интересы индивида.

Исходя из радикального эмпиризма и понимания истины как практически полезного прагматизма выводит из всего этого Бога в практических целях, только для практики.

Законы и формы логики прагматизма рассматривает в качестве полезных функций. В этике прагматизм придерживается надежды на постепенное улучшение существующих порядков. В социологии прагматизм варьирует от культа великих личностей и аналогии буржуазной демократии (Дьюри) до прямой защиты расизма и фашизма (Шиллер). Последнее время прагматизм выступал в форме экспериментального идеализма, соединяющего субъективный идеализм с антимарксизмом и антикоммунизмом (С. Хук).

Парадигма – прием, который обеспечивает открытие на данном этапе (совокупность научных методов). Принято считать, что современная неопозитивистская философия исчерпала свои методологические основы, в силу того, что опиралась на рациональные приемы. На смену ей приходит сайнтивизм (философия, не обремененная научными знаниями).

Персонализм (Шиллинг, Райт) – в центре – человеческая личность, объяснить ее можно только через ее причастность к богу. Суть человека – в душе, которая самосознательна, самонаправляема. Неопротестантизм – о познаваемости бога и своеобразии христианской веры. Но познание бога связано с познанием себя. Поэтому учение о боге выступает в форме учения о человеке. Он может существовать как «подлинный» – верующий и «неподлинный» – неверующий. «Неверующий» человек находится в видимом мире, его жизнь тревожна. Вывести из страха может только религия. Она оставляет человека наедине с богом и приобщает его к высшему миру. Задача – создать теологию культуры, которая бы с позиции религии объясняла все явления жизни. Бог не над миром, не вне мира и не в частном бытии человека, а в мире, как его первооснова и глубина. Изучение культуры и истории показало нам бога, как первооснову всего сущего.

Неотомизм – учение Фомы Аквинского. Принцип: идея гармоничного единства веры и знания; религии и науки; признание ценностей двух истин – разума и веры; и мысль о превалировании теологии и философии. Ведущая проблема – доказательство бытия бога и понимание места его в мире, дополняющего проблемы бытия человека. В результате смещена проблема человека, был создан новый его образ, который творит свой культ – историю.

Герменевтика Искусство разъяснения, перевода, истолкования. Свое имя этот вид получил от греческого бога Гермеса, который разъяснял простым смертным волю богов.

Античная – искусство аллегорической интерпретации, которая должна была раскрыть второй смысл текста.

Средние века – разъяснение библейских текстов.

Шлейермахер – герменевтика – искусство понимания не предметно-содержательного значения текста, а мыслящих индивидуальностей. Понимание целого через часть и понимание части через целое – «герменевтический круг».

Дильтей – герменевтика – метод исторической интерпретации. Метод понимания исторических текстов. В герменевтической трактовке Дильтея, есть метод психологической реконструкции. Задача Дильтея Быть посредником между историческим сознанием и требованиями истины науки. Интерпретация стала теоретическим базисом наук о духе.

Хайдеггер – герменевтика, как понимание. Понимание есть основа человеческого мышления, а не форма его поведения.

Гадамер – говорит о языке, как важнейшем условии упорядочивания связей событий в нашем понимании. Гадамер интегрирует научные знания в практическое сознание. Понимание человеком мира и взаимопонимания людей осуществляется в «стихии» языка. Проблема Гадамера – проблема понимания – понятие текста.

Фрейдизм и неофрейдизм.

Фрейдисты З. Фрейд, К Юнг, Адлер

Неофрейдисты Райх Маркузе

Главным в психоанализе было открытие бессознательного, его специальное изучение и широкое философское толкование. Формир. Собственное «Я». В человеческой психике выделяют ещё 2 структуры: сверх «Я» (super-ego) – внутренние социально-значимые, безличные идеальные принципы, регуляторы; а так же «Оно», которому и соответствует невидимый внешнему наблюдению «микромир» бессознательного. Между сознательным и бессознательным есть связи, переходные явления психики Функции нашего тела, к. е. связаны с деятельностью мозга., в норме осуществл. бессознательно. Бесознательны некоторые наши желания и побуждения (во снах под гипнозом оговорки описки - это низшее бессознательное; интуиция, идеи, образы творчества – «высшее бессознательное»).

Юнг ввел в проблему «коллективного бессознательного» Фрейдисты изучая бессознательное переносили его свойства на всю психику и дух человека в целом. Нерациональное иногда превращалось в главенствующее начало психики.

Фрейд преувеличивал значение некоторых стимулов, влияющих на психику человека (например сексуальные инсктинты), свёл их к чисто бессознательным, непреодолимым.

Маркузе во время молодёжного бунта 60-70 гг. усилил этот метод фрейдизма, объясняя им процесс «сексуальной революции».

Структурализм –Конкретно-научное и фил. понимание структурного метода, выявление группы отношений м/у элементами объекта, что сохр. при некот. превращениях элементов, их перестановке, смещении. Универс. обект исслед. – культура, как совок-ть разных знаковых систем.(М. Фуко)- еписистем и дискурсивных формаций.

Ж. Локана – языков. знаки, К. Леви-Стросса – ментальные стр-ры. С. близок к Кантианству, Общесоц. значение – противопоставление стр-ры чел-ка и истории.