Шпаргалки по предметам

Философия шпаргалки

Философия шпоры

18. Исторические формы Позитивизма

1. Позитивизм (фр. pisiti¨isme) – направление, исходит из того, что все подлинное знание – совок. рез-т спец. наук, наука согласно п. не нуждаетс в к.-либо стоящей над ней ф-ей. Осн. в 30г. 19в. О. Контом (ввел термин).

2. «Классический» п. – Э. Литтре, И. Тэн, Э. Ренан, Д. Милль, Г. Спенсер, В. Лесевич, М. Троицкий.

3. Эмпириокритицизм (махизм)- опыт и критика – основан Р. Авенариусом, Э. Махом кон. 19-20 в.

4. Неопозитивизм – оказал влияние на методологию ест. и общест. наук Философия неопозитивизма

Существует два направления:

1) лингвистическая философия;

2) аналитическая философия

Между субъективным миром наших представлений и действительно существующим миром есть посредник – язык той страны, где живет человек. Предмет философии – язык.

Наиболее известные представители Б. Рассел, А. Витийштейн, Р. Карнап. Анализировали структуру языков. Они выявили недостатки, присущие многим группам азиатских языков:

Амбивалентность (двухвалентность) – двузначность наших языков о мире. Исходя из амбивалентной логики существует два разделения, хотя на самом деле мир, окружающий нас, многоцветный и красочный.

Принцип неполноты наших характеристик предметов. Но наука не может существовать без конкретизации, пояснений, происходят различные спекуляции политического, экономического характера, так как нет полной характеристики любым предметам, позициям, действиям.

Принцип нетождественности.

Принцип саморефлексивности относится к проблеме самообоснования наших знаний.

Любое значение поясняется нашими понятиями, они в своем числе, поясняются тоже и т. д., т. е. в любом случае происходит круг и мы приходим к первому значению, следовательно, наука превращается в бесплодность, т. е. она – игра и этому причина – язык.

Но исходя из этих недостатков лингвисты поставили цель – создать формальный язык – универсальный (сегодняшние компьютеры работают на основе новых языков, которые лишены недостатков).

В чем же особенность искусственных языков: все языки имеют два значения или истина, или ложь. Например: Я люблю тебя! (или в самом деле, или ошибаюсь). Но существует множество других значений.

Любовь как дружба; любовь как секс; любовь как любовь; любовь как цель создания семьи. Заслуги лингвистов в создании множественных характеристик объектов.

Аналитическая философия. Представители – К. Поппер, Т. Кун. Они разрабатывали мелодические основы науки, обратив внимание на роль аналитических приемов в познавательной практике.

К. Поппер Ввел определенные ограничения для научных суждений, все гипотезы, выдвигаемые в науке, он делил на 4 категории:

1. класс абсурдных суждений, не имеющих значений в объективной реальности (черт, бог, баба-яга);

2. класс суждений с псевдозначениями, т. е. такие, которые не поддаются научному осмыслению;

3. класс суждений, подлежащий проверке в ходе экспериментов;

4. класс суждений, которые могут быть подвергнуты контрэксперименту. Если находится конраргумент, то любое утверждение опровергается.

Т. Кун изучал динамику развития научного знания. Основная идея – историческая обусловленность возникающих научных теорий, которые определены культурой данного сообщества.

Число изобретателей приблизительно равно уровню знания и образования в стране. Он предложил модель историко-научного процесса, как конкурентную борьбу между различными научными теориями. Парадигма – прием, который обеспечивает открытие на данном этапе (совокупность научных методов). Принято считать, что современная неопозитивистская философия исчерпала свои методологические основы, в силу того, что опиралась на рациональные приемы. На смену ей приходит сайнтивизм (философия, не обремененная научными знаниями). Ф-я науки пережила стадии позитивизма (позитивная ф-я), емпириокритицизма и в 20в. неопозитивизм(логич. позитивизм, логич. емпиризм). С т. зр. неопозитивизма предмет ф-и – теорет.-познавительный и логич. анализ языка науки наиб. значимый для чел-ка. Цель: различие осмысленных и содержательных выводов с одной стороны, ложных – с др. стороны. Синтетические – выражения о иследов. данных, Аналитические –Обдуманные недоказанные (тавтологии, логика, мат-ка). Аналит. или синт. мысли без верификации – псевдовыражения – метафизические, абстрактные, общие мысли о материализме, идеализме, интуитивизме. Б. Рассел : язык ф-и д. принадлежать к иному типу, чем язык науки, ее знание не м. б. равноценным научному – едино возможному позит. знанию о внеш. мире. Выражения принципов и законов теории, общие, не выводятся из единичных выражений наблюдения и сост. ценную часть теории. При интуитивном и прагматич. мышлением выражения бывают принятыми, при логичном – что не подлежат верификации и считаются непринятыми и бессмысленными.

Признавая приоритет реальной наки, неопозитивизм допускает осмысленность ее теор. слов и облегчал требования формально-логич. выводов и выражений наблюдений. Отсут. точной модели принципа верификации при применении лишает оригинальности, на кот. претендует неопозитивизм.

Неудачи логич. представления верификации и фальсификации, не снижают интересов рез-в анаоиза языка науки неопозитивизмом:м. б. внедрены кроме емпиризма (сенсуализма) и рационализма.

19. Филос. смысл проблемы бытия. .

Ввел Парменид (5-4 ст. до н. э.) Вместо власти богов сменил власть мысли: Благо, свет, добро. – бытие.

И. Кант: гнессеолог. концепция б.

М. Хайдер (екзистенцианалист) – решает проблему б. в работе «Б. и время».

Екзистенциалист Ж. Сартр б.- чистая, логич. тождест-ть самой себя.

Г. Сковорода выделил 3 понятия б.:микрокосм, макрокосм, мир символов.

И. Франко б. – это природа.

Б. то, что сущ.:материя, вещи, возможности, связи и отношения. В форме духовной реальности сущ. фантазии, сказки, теории, гипотезы, идеи. Б.- это общая основа практ. деят-ти и познаваемости чел-ком мира.

Человек – Мир.

1.тема жизни и смерти.

2. смысл единства неминуемого б. как целого и минуемого б., их отношений и возм-тей. (Г. гегель)

3. понятие стр-ры б., осмысленности, его видов и форм. Исскуствен. природа – мир един, цел, развив. по спец. законам, кл. в себя деят-ть людей, труд, пром-ть, школы, объекты культуры, предметы быта.

Б. чел-ка. Удовл. своих нужд, имеет душу, обществ. существо

Б. Общественное (социальное). – реальность особого вида, не принадл. к иным формам б., возник. при взаимодействии индивидуумов, сост. соц. действие., идеи (М. Вебер). Соц. бытие – сложное, специфич. явление, что явл. органично единым отдельного чел-ка и бытия общества.

Б. идеальное (духовное) – сост. из субъективного (индивид.), объективного (общего), объективного духовного.

Б. биосферы – биосфера – земная оболочка, охвачена биол. жизнью, что накладывает на нее своеродную геолог. и физико-химическую организ-ть. (В. Вернадсткий) От быстрого развития произв. сил общества произошел рост антропного фактора. В 60г. возник глобалная экол. кризис, с угрозой для жизни чел-ву. Все формы б. – вещей, возм-тей, отношений, процессов природного и исскуств. происхождения, б. чел-ка, социального, идеального, биосферы д. б. качественно отличимы, но взаимосвязаны, т. к. мир – единое целое. Формы познания б. – научное, буденное, религиозное, подсознат., музыкальное, мистичное.

20. Проблема субстанции в ф-и. Дуализм и монизм. Шпаргалка

Субстанция – Неизменное в противостояние изменяющимся положениям и возможностям того, что сущ. благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря др. и не в другом. В зав-ти от хар-ра и общей направленности фил. концепции выдел. одна субстанция – монизм – (гр. monos один ) – способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете единой основы (субстанции) всего существующего. Прот-ть дуализм (признающий 2 независ. начала) и плюрализм (исход. из множ-ти начал), и 2 субстанции дуализм (лат. dualis – двойственный) – фил. учение, исходящее из признания равноправными 2 начал - духа и материи. Проит. монизму, разновидность плюрализма. (Р. Декарт), множество субстанций – плюрализм. Термин ввел Х. Вольф, Крупнейший представитель Р. Декарт. В античной ф-и называли 4 стихии Емпидокла. Аристотель понимал первую суть и рассматр. ее как основу, неотъемлемую часть от индивид. вещи. Ф. Бэкон под субстанцией – граничная основа бытия, Еще в 17в. сформ. гносеологич. понятие субстанции. (Д. Локк) ,Д. Беркли признавал только духовную субстанцию, Д. Юм признал только гипотетическую ассоциацию восприятий и полную целостность, присущую повседневному мышлению. Рождение пантеистичной модификации ослабили дуалистичные споры разных субстанций тем, что дух. и матер. не противопоставлены, а допол. др. др. В 17-18 в. И. Кант и Г. Гегель обагатили учение о субстанции тем, что рассм. ее как внутреннее, изменчивое, саморазвивающееся.

21. Современная наука о системной организации материи.

В совр. ф-и под субстанцией – материя. Материя – фил. категория, что означает объективную реальность, т.е. мир вещей, возможностей, отношений, положений, процессов, что отражаются чел. чувствами и сущ. независимо от них. Материя не соворима, не ликвидируется, вечна и бесконечна кач-но и кол-во, имеет способность принимать любые формы отражения., вкл. сознание. Материя как субстанция есть единство многообразия. Атрибуты – системность, движение, пространство, время.

В совр. ф-и есть приверженцы материалисты, но и духовной концепции материи( неотомизм, христианский эволюционизм)(Дж. Беркли). Бытие духа есть понимание всех явлений природы, но что касается каждой нечувств. материи, то ни то, что принимается, не имеет к ней значения. Субстанциональное понимание материи рождает тоталитаризм, что ведет к разъяснению материального мира как простых модификаций материи, кот. не имеют внутр. причин для развития. Недостатки исправляются при помощи принципа системности Систем. вид материи как субстанции позв. адекватно отразжать природный способ ее сущесв-я, правильно понять пробу субстанции с миром разных вещей, их способностей, осмыслить субстанцию не как особен. основу бытия, а само бытие вещей, но не отдельно, а в единой системе взаимодействий одного с другим, и тем самым со своей субстанцией. Материя сущ. лишь в форме разнообразных конкр. вещей, их особенностей и отношений, через них, а не рядом с ними. В предметно-практич. деят-ти мы имеем дело не со всей материей, а с ограниченной сов-тью форм ее проявления, т. е. конкр. вещами и их взаимодействием

Шпора 22. Формирование научно-фил. понятия материи.

Материя – (лат. materia) – вещество, субстрат, субстанция, содержание (в отл. от формы). Введен термин Цицероном, как перевод с гр. hyle. Понятие м. как субстрата веществ. мира было выработано в гр. ф-и в учениях Платона, Аристотеля, при этом м. понималась как чистая потенция. Сформ-е Р. Декартом понятие м. как телесной субстанции, облад. пространственной протяженностью и делимостью, легло в основу материализма 17018 в. М.- центр. категория диалектич. материализма.

В истории ф-и сущ. разные подходы к пониманию субстанции: как существен. собственность, субстрат, конкр. индив-ть, логич. субъект. В антич. мире называли 4 стихии Емпидокла. Аристотель под субстанцией понимал первую суть и рассм. ее как основу, неотделимую от индив-ти вещи. Позже Ф. Бэкон под субстанцией понимал граничную основу бытия.

Б. Спиноза утв., что субстанция равна природе, веем разнообразиям и особенностям ее отношений. Субстанция есть причина самой себя. В 17в. сформ. гнессеологическое понятие субстанции. (Д. Локк) ,Д. Беркли признавал только духовную субстанцию, Д. Юм признал только гипотетическую ассоциацию восприятий и полную целостность, присущую повседневному

23.  Шпаргалка. Основные уровни организацИи Живой и неживой природы.

В др. ф-и понятие материя отождествлялось с конкр. материалом, из кот. состояли тела и предметы: камень, вода, земла, дерево, глина. Философы Др. Греции считали материю мельчайшими частичками – атомы или молекулы, составляющие тела и кот. яв-ся первоосновами бытия. Р. Декарт опр., что материя – сост. часть предмета (тела), субстанция самосущ. бытия. Др. философы считали, материя – чувственно познанная реалия. Совр. наука док-ет, что материя, разновидность вещей, особенностей и отношений имеет системную орг-ю. Система – сов-ть элементов, наход. в отношениях и связях один с другим, что образует опр. целостность, единство. Сущ. такие системные уровни материи:

1. система неживой природы – вкл. элементарные частички (античастицы, поля, атомы, молекулы, макроскопичные тела, космич. системы – планеты, звезды, Галактику);

2. система живой природы – биол. системы доклеточного уровня (белки, нуклеин. кислоты), клетки, многокл. организмы, высокоорганиз. системы, биосфера,);

3. Социально-организ. системы – чел-к, семья, коллективы, партии, классы, нации, гос-ва, системы гос-в, общество, чел-во.

Каждая форма м. специфична, относит. самостоятельная, тогда как все объеденены, т. е. одна развив. из другой. Систем. развитие мира как целого шел через структурное и функц. осложнение интегративное качество, целостность. Сис-ма неживой природы целостность – ядерные электромагниты, гравитац. силы. Энергия взаимодействия меж элементами системы превышает суммарную кинетическую энергию элементов вместе с энергией внеш. среды, направленной на разрушение системы. В сис-ме живой природы задается обеспеченность ее информац. процессами связи и управления, саморег-я, возрождение биосистем. Соц.-организ. системы достигают целостности благодаря соц. связям и отношениям, кот. составляют высший уровень системной сомарегуляции.

М. Шеллер «Жизненный процесс – процесс, имеет собств. структуру, но выполняется исключительно материалами и силами неорг. мира» - мысли основателя фил. антропологии явл. стимулом к выявлению глубоких взаимосвязей форм бытия, путей гармоничных отношений меж обществом и природой.

24. Понятие движения. Движение и развитие. Шпора.

Всем уровням орг-и материи соот. разные формы движения. В мире постоянно все движется: небесные светила, Галактика, Вселенная. В каждой живой сис-ме происходит внутр. процесс, связанный с пульсацией энергии, информацией, использ-ем, переработкой, усвоением пищи. Соц. сис-мы сущ. благодаря обмену инф-ей, деят-ти людей, взаимодействию разных компанентов соц. огранизма. Взаимодействие происходит внутри объекта и с внеш. окружением. Изменения присущи всем формам бытия и сост. его главную хар-ку.

В ф-и изменение опр. движением. Движение – всякое изм. материальных вещей, особенностей, отношений, систем. (перемещение, рождение и смерть, реформ. общества). Конкр. вещи сущ. только благодаря движению. При их исчезновении происх. переход в др. предметы, кот. присущи спец. типы и формы движения. Материя и движение неразрывно связаны м/у собой. Движение внутр. присущ материи и неразрывен с ней. Движение – единство изм. и стойкости, динамики и статики. В бесконечном потоке изм., положений, форм, вещам присуще моменты дискретной стойкости, что позв. при всех изменениях сохр. стойкость вещей, качеств. определенность. На протяжении дня может неск. раз изменятся настроение, мысли, изм. положение тела. Элементы сущ. и мыслят в движении, но в процессе их преобразований сохр. полная своеродность, неизменность элементар. частиц объективной реальности. – Покой – Хар-ет движение со стороны неизменяемости, относительности. Нонятие покоя выдвигается для хар-ки положения движения, обеспеч. стойкость предмета и его качеств. специфичность. Движение и покой в вечном взаимодействии. Развитие – Направленное, закономер. изменение, возникает новое кач. состояное объекта, его состава и стр-ры: 1)эволюционное – постепенное колич. изменение объекта(эволюция),, 2) революционное – кач. изменение в стр-ре объекта. Восходящая линия развития – прогресс, нисходящая – регресс.

Шпаргалка 25. Осн. формы движения, их соотношение.

Проблеме движения и формам уделял внимание Г. Гегель, проводя идею, что вещи имеют постоянные, собств. определенности, «Вещь.. сохр. себя в отношениях с другими». Античный философ Крантил: изм. вещей не позволяет делать с ними какие-то выводы, даже назвать вещь, только уазать на нее пальцем.

Форма движения материи –Дв., связанное с точным материальным носителем, что имеет широкую сферу распространения и охват. явления, кот. имеют кач. единство, подчиняются одним и тем же основным закономерностям.

Классификация форм материи: субстратный (специфика материал. носителя), функциональный (форма дв. соотносится с закономерностями конкр. уровня орг-и материи), генетический (указывает на наследие, послед-ть форм дв. в эволюции материи), Таким принципам соотв. полные формы движения материи: субмикроэлементарная форма движения вкл. движение элементар. частичек и полов (электромагнитных, гравитационные, сильные и слабые отношения).

Органическая форма движения – постепенное усложнение молекул углеродных соединений, что привело к получению орган. объединений (обмен в-в, биопроцессы, изменения, др).

Социальная форма – разнообразие практично-предметной деят-ти чел-ка, вся сис-ма субъективно-объект. отношений, меж людьми, соц. групп, общества, Приспособленческая деят-ть. В чем органич. связь? 1) формы движения материи, что исторически сложились, это последовательные этапы эволюции материал. систем.2) каждая высшая форма движения рождается из простейшей. 3) материя – субстанциональная основа движения.

26. Пространство и время

Пространство- форма бытия материи, хар-ет ее протяжность, струк-ть, полусещуствование, взаимод. элементов во всех материал. системах

Пространство форм. у чел-ка эмпирично при хар-ке материального объекта или множестве объектов, что заним. разное положение в пространстве.

Время – форма бытия материи, выражает длит-ть ее сущ-я, посл-ть изменения положения в составе и развитии всех мат. систем.

И. Ньютон: понятие время возникает при сравнении положении одного и того же объекта, что изм. особенности.

Пространство и время неразрывно связаны меж собой. Их единство проявляется в движении и развитии материи. Стремление глубоко познать суть пространства и времени пронизывает всю мат. и духовную культуру чел-ва. Особенности пространства: протяжность, однородность, изотропность, трехмерность. Время хар-ся: длит0тью, необратимостью, однородностью. Оба объективны. Протяженность пространства опр. в способности тел сущ. рядом с др. др., а длит-ть времени означает спос-ть тел изменятся в простравстве и сущ. одного после другого. Трехвымерность опр. длиной, высотой, шириной. Время – одномерное, т. к. для фиксир. положения, факта, достаточной величины. Многомерность пространства – продукт мат. творчесва и исп. для описания разных физич. процессов. Однородность процессов – отсут. к.-нибудь выделенных точек, а изотропность – равноправие всех возможных направлений движения.

Особ-ть времени – необратимость, время течет из прошлого через настоящее в будущее.

Сейчас исслед. – биолог. время, психологическое время, соц. пространство – время, геологичное, историчное, худ., др. виды времени и пространства.

Хроногенетика ( наука о наследии биолог. времени) и хронобиология ( нака о биол. ритмах) привели к проблеме времени для биолога – биол. часы. (И. Пригожий). В. Вернадский: время в процессах жизни не может иметь строения, что противостоит пространству, с кот. он неразрывно связан, кач-но своеродное, биологична по сути. Биол. время выражает временные отношения действий, что имеют место в пространстве биол. часов.

27. Субстанциональная и реляционная концепция пространства и времени.

Сформ. 2 осн. подхода: субстанциональный и реляционный.

Представители субст. подхода (Демокрит, И. Ньютон,) объясняли пространство и время как самост. сущности, что действуют с материей и независ. от нее. Особенности: абсолютность, универсальность, независимость. Отношения меж простроанством и временем понимались как отношения меж двумя видами самост. субстанций. И. Ньютон посроил физ. модель мира. Понимая суть пространства и времени привело к влиянию на познават. активность. Послед-ли Ньютона обосновали ф-ю механицизма, что признает мех. формы движения материи едино объективными Реляционная концепция Сформ. в трудах Платона и Аристотеля, в 20в. получила подтверждение в природознании. Приверженцы признают пространство и время не как самост. суть, а как сис-мы отношений, что утверждаются взаимодействующими материал. объектами. Вне такой сис-мы пространство и время считаются недействующими. Реляц. концепция допускает зависимость возм. простраества и времени от хар-ра взаимодействия вещей, особенностей и отношений.

В 1916г. сформ. А. Эйнштейн теорию относительности. (т. О.) , скл. из 2 теорий: специальной теории отношений и общей т. о. В ней простр. и временные хар-ки зависят от опр. сис-мы как объекта физич. достижения. Правильность положения реляц. концепции получена в общей т. о. Специальная т. о. устновила, что геом. отношения пространства-времени зависят от распределения в них гравитац. масс. Вблизи важных объектов геом. особенности пространства начинают отклонятся от евклидовых, а темп протекания времени замедляется. Т. о. доказала, что 1) невозможность понятия абсол. времени и абсол-ти пространства; 2) зав-ть простр-временных возможностей от хар-ра движения и взаимод. мат. систем; 3) невозм. субъктивистских, априорных явлений сущности пространства и времени.

Особенности пространства: протяжность, однородность, зотропность, трехмерность. Время ар-ся: длит0тью, необратимостью, днородностью. Оба объективны.