Шпоры по философии к экзамену

Шпаргалки по предметам

Шпоры по философии к экзамену


Шпаргалка 1. Предмет, структура и социально-познавательные функции мировоззрения.

Каждая наука имеет свой предмет изучения. Что же явл. предметом изучения философии? Для этого надо ответить, в чём специфика философии и её особенности? Особенности:

1. Обобщенность - признак, выражающий закономерную связь вещей, явлений и процессов в составе целого.

2. Целостное восприятие мира. К структуре познания вкл. 2 елемента: объект и субъект. Фил. смысл проблемы познания состоит в знании объективного содержания и чел-го, личностного дополнения. Есть «минусы»:человек воспринимает мир абстрактно, собств. метод умозаключительного конструирования необходимо разработать. Позже отделился в самост. науку «о правильном мышлении» - логика.

Знания о природных процессах, физ., мед. состоянии чел-ка не только противоставятся философии, но и оцениваются небрежно, как второстепенные(философы Европ. Просвещении 17-18ст.) Человек есть субъект истории не только потому, что он единый, кто действует, но и потому, что чел-к сам формируется в процессе собств. действий.

При определении предметавозникает вопрос о философии, как разновидности знания, к мировоззрению, к проблеме отношений её с наукой, т.к. надо иметь широкий кругозор, видеть тенденции, перспективы развития мира, понимать суть всего, смысл и цель существования чел-ка, его жизнь. Эти представления о мире и месте Чел-ка в мире наз. Мировоззрение . – сов-ть взглядов, оценок, принципов, что опред. обобщенное видение, понимание мира, места в мире чел-ка, жизненные позиции, программу поведения, действия людей. Это разноуровневое духовное образование, где синтезир. в единое целое жизненные взгляды с их рацион. и иррационал. елементами, разумом и предрассудками, научными, худ. и полит. взглядами. С развитием практико-познават. деят-ти содержание мировоззрения стает более научным, вес научности возрастает. Изменяются формыпрактич. понимания и изм. смысл мировоззрения. Итак, основа мриовоззрения – знание, что сост. информационную базу. Любое познание, его виды форм. каркас мировоззрения, именно философия влияет на его форм-е. Философия – сис-ма взглядов на мир, общество, место Чел-ка в мире и обществе. Итак, философия выполняет роль функции мировоззрения, она часто поглащает научную сторону философии. Так, А. Никифоров считает, философия на наука, а мировоззрение. Отождествление философии с наукой причиняет вред( имеет свою субъективность, чем отл. от науки). Философии присущи черты мировоззрения. Предмет ф-и изменялся( вначале предметом были природа, космос, позже Человек, природа, Вселенная).

Осн. функции: мировоззренческую(чел-к отражает взгляд на мир, ее обобщение образует общий жизненный план, форм. план жизни, идеалы чел-ка. Мировоззрение д. б. направлено на поведение, деят-ть чел-ка в сфере практики и познании.), методологическую(Методология – мировоззрение, что выступает в роли метода и теории метода. Общими путями методолог. пути выступают:1)функционир. философии как общего метода, направл. на постановку и решение проблем и задач;2)Философия выступает не только как метод, но и как теория метода), культурологическую(делится на експликацию, рационализацию, систематизацию Ек. необходима для выявления общих идей, явлений, форм опыта- категории, познания о бытии-онтология;теорет. понимание миру и чел-ку-практические(праксеология), познавательные(гносеология), ценностные(аксиология) рационализации в отражении в логичной форме результатов чел. опыта. Систем-я – теор. отражение суммарных рез=в опыта.

Структура :онтология(изучние о бытии), социальная фил-я, фил. антропологию, что анализируют категор. картину общества и чел-ка как целостную личность..

2 Шпаргалка. Исторические типы мировоззрения.

Истории известны такие формы мировоззрения: мифология, религия, философия, наука. Искусство и мораль явл. исторически-культурными типами самовыраженности личности.

Мифология- изуч. о легендах, сказаниях, повестях героев и богов, отражают первонач. представление о мире. Предпоссылками было то, что чел-к не способен был выделить себя из окр. среды и неотделенность мифол. мышления, что не отделялось от эмоц. аффектной среды. Мифол. мировоззрение можно охар-ть как наивное, формули обобщения аргументируются вольно Со временем м. себя изжилаОстался ряд вопросов: происхождение мира, чел-ка, тайна его рождения и смерти.

Религия – форма мировоззрения, основ. на вере в богов, святой основы, что за гранью природы, непонятного чел-ку. Осн. черта_ вера в сверхъестественное. Осн. черта религ. мировоззрения – не просто наличие в сознании людей образа сверхъест. сил и существ, образы м. сущ-ть и в сознании людей нерелигиозных, а вера в реальное сущ-е сверхъест. сил, существ, отношений. Религия тесно связана с философией, но есть отличия: 1)религия делит мир на земной и небесный. Философия опр. единство объективного природного мира.2) Религия различ. земное и небесное с помощью сверхъест. образов. Объективный мир в философии отраж. с помощью общих понятий. 3) Религия удел. внимание чел. недовериям, надеждам, поиска веры. Фил. мировоззрение – интеллект. аспектам. Разные аскпекты проблемы обращали внимание Платона и Аристотеля, Диогине, Олимтодора. Платон – начало ф-и в удивлении. В Платоновском диалоге «Теетет» подчеркивается, что ф-фу присуще чувствовать удивление. А удивление и есть началом ф-и. Что касается вопроса возникновения философии, то ответ можно найти у Аристотеля: фил-я возникает из науки как результат ее развития, и возникает из мифологии.

3. Место философии в системе культуры и науки. Специфика философского знания. Шпора.

К философии нельзя подходить с общими мерками, что сформ. в мышлении нефил. наук, Фил-я – специфический вид знания, имеет свой предмет познания, свои проблемы, кот. не сводятся к отдельным наукам. В чем же специфика фил. знания? В практике научного исслед-я надо выявит специфику какой-нибудь сферы Интел. деят-ти, на помощь приходит фил-я., фл-я науки, ф-я искусства, ф-я права, Втиснуть слово философствовать в рамки мыслить – значит сказать очень мало. Ф-яю определить, с какой поры начинается, а где кончается? как выяснить, где эти границы? Осн. черты: это обгрунтованность. Философ смотритв корень культуры, в фундамент мирообразования. Чтоб философ начал дело, чтото должно случиться. Когда и. Кант задал вопрос: «Что есть математика?», он не имел в виду технику развязки матем. задач. Философ напоминает зрителя, опр. чел-к (субъект) воспринимает опр. изделие (объект) в опр. условиях. Философ, который думает над глуб. основами, в глазах практ. чел-ка выглядит чудаком. Выясняя основы бытия, философ пытается понять суть единых вещей, их связь с природой, как с целым, общим. Гл. цель – это поиск истины, сенса бытия на основе критичного и скептич. сомысления сущего, данного. Центр. место: чел-к, как субъект деят-ти, ее поступки, суть, назначение, сенс бытия. Пытаясь понять границы бытия ф-я опирается на знания, в отличие от религии и мифологии. Вторая особенность – оперирует широкими, универс. категориями, выводами, обобщениями: причинность, восприятие, веч, взаимодействие. Эти выводы обобщенные и поэтому невызначенные, что компенсируется тесной связью фил-и и науки. Треья : с возникновением ф-и началосьпоиск гармонии научно-теорет. знаний о мире с жизненным опытом людей, их идеалами, надеждами. Особенность фил. знания лежит в многозначности фил. идей, иогут осмысливать и развиваться в разных направлениях. Так, из ф-и Дж. Локка сделали выводы: Дж. Беркли –субъективно-идеалистические, фр. мыслители 18в. – материалистичные. Также хар-на черта – сомнение.(Пиррон, грек) не верь глазам, ушам, слову, все поддавть сомнению. Фил. знание отл. от научного нац. хар-ром ф-и: ф-я всегда есть ф-я отдельного народа.(особенности ф-и)Так, для укр. ф-и присущи душа народа, его внутр. духовный опыт, тайные мечты и надежды.(Г. Сковорода, П. Юркевич, - отражают кордоцентризм, антеизм, екзистенцийность укр. мировоззрения)

Важная особенность фил. знания – личный характер. Индивид. особенности философа, способ жизни, это неотделимо от стиля и манеры философствования. Много черт отл. ф-ю от др. форм деят-ти общества: ф-я это качественно новое, специфично духовное образование, опрой которой выступают знание и рацион. деят-ть людской мысли.

Ф-я и наука. ф-я проводит путь от религии до науки, как наука она изучает, как религия – учит. Происходит движение от веры к разуму., от жизни кэмоц. насыщенного, к жизни по расчету, критике, анализе. Возник. понятие факт, и как связь фактов – закон. О. Кант считал, что Европ. интеллектуальная история вст. в 19в.

4. Основные фил. напрвления – материализм и идеализм, их разновидности. Шпаргалка.

Идеализм(фр. IDEALISMU, от гр. IDEA - идея), общее обозначение фил. учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое – первично, а материя, природа, физическое – вторично, производно. Осн. формы и. – объективный и субъективный. 1) утв. существование духовного первоначала вне и независимо от чел. сознания;2) либо отрицает наличие к.-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассм. ее как нечто полностью определяемое его реальностью. Различаются многообразные формы и. в зав-ти от того, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (валюнтаризм), как ед. духовная субстанция (идеалистич. монизм) или как множество духовных первоэлементов (плюрализм), как разумное, логич. постигаемое начало (идеалистич. рационализм), как чувств. многообразие ощущений (идеал. эмпиризм, сенсуализм, феноменализм), как незакономерное, алогичное начало, не м. б. объектом науч. познания (иррационализм). Крупные представители объектого и.: в античной ф-и – Платон, Плотин, Прокл; в нов. вр. – Г. Лейбниц, Ф. Шиллинг, Г. Гегель. Субъективный и. наиболее ярко выражен в учениях Д. Беркли, Д. Юма, раннего И. Фихта (18в.).

Материализм (лат. MATERIALIS - твещественный)- фил. направление, исходит из того, что мир материален, сущ. объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, сущ. вечно, что сознание, мышление – свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы. М. противоположен идеализму; их борьба сост. содержание историко-фил. процесса. Термин «М» употр. с 17 в. гл. обр. в смысле физич. представлений о материи, с нач. 18в. в фил. смысле для противопоставления м. идеализму. Истор. формы м.: античный - Демокрит, Эпикур;, эпоха Возрождения – Б. Телезио, Дж. Бруно, метафизический(механистический) м. 17-18в. в. – Г. Галилей, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Пассенди, Дж. Локк, Б. Спиноза. Фр. м. 18в. – Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольдбах, Д. Дидро, антропологический м. – Л. Фейербах, диалектический м. – К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин.

5. Проблема познаваемости мира.

Фил. проблема – сложная ситуация, в кот. попадает чел-к, что следит за жизнью, говорят – экзистенциальная. Проблема волнует чел-ка, т.е. захватывает его полностью. отсюда, ф-я – внимат. изучение человеком собств. жизни. Вопросы: Я и Бог, Я и др. чел-к, Я и природа. Проблема Человека – заним. центральное место в ф-и. Аристотель «О душе», Р. Декарт «Страсти души», Л. Фейербах «Против дуализма тела и души, плоти и духа», В. Соловьева Чтение о боголюдстве, Так еще Аристотель в «Метафизике» подчеркивал: ф-я изучает в природе «причины и начало, наука о которых есть мудрость».

НЕ спадает интерес к вопросам общественной жизни людей: моральных, правовых, экономических, рацион. госустройства. Соврем. фил. мысль обдумывает пути дальнейшего познания чел-ка и мира, реализации актуальных для чел-ва проблем: сохр. земной цивилизации, улучшения биосферы, устранение межнациональных конфликтов. Исп. способы массовой инф-и анализируют логику людей, предлагают методы и пути реализации насущих проблем. Гл. проблемы : Человек, Природа, Общество – хотя и сущ. в ф-и всегда, однако имели в разные периоды истории разное значение. Средневековье – ф-я теоцентричная, идея – бытие Бога. С 17ст. акценты смещаются: в центре – природа, доминир. натурализм, в центре антропологич. проблемы. Ф-я занимается изучением чел-ка. Тема гуманизма – гл. забота. Ф-я смещается в сферу этики.

Важную роль играет формальная логика(наука о общепризнанных формах и способах мусли), индукция (пример). Метод дедукция – переход от общего к отдельному. В ф-и широко используются формально-логические определения – через род и видовое отличие, испол. противопоставление. Ф-я отражает картину мира, но на кажд. етапе развития общества знание о мире ограничено, поэтому разраб. общую концепцию мира с помощью приёмов экстрополяции, идеализации, експеримента

Путем умственного эксперимента философ исп. идеальную модель, с помощью идеализации, например, модель мир в целом, модель вещь – особенность - отношения. Герменевтическая интерпритация способ познания – через раскрытие разных текстов, их внутр. содержания. Интуиция – способность прямым взглядом достигнуть истину.(Гегель, А. Бергсон).

Шпора 6. Зарождение фил. мысли, культурно-исторические предпосылки

Центр. место в изучении фил. знания – чел-к, ее суть, природа-фил. антропология. Совр. ф-я опирается на учения нем. философа М. Шелера. В учении о чел-ке отражено реальное сущ. чел-ка во всей силе, опр. место и положение чел-ка в окр. среде. Уже в античной ф-и мыслители думали о бытии. на протяжении столетий интерес не угас. Образ. онтология – учение о бытии (гр. ontos - сущее, logos – учение), стремление к терерии осмысления бытия как такового, его общих представлений объед. философов онтолог. напраления. Одновременно развивалась епистомология – учение о познании( гр. episeme – знание). Выход отсюда – познавательное становление., исслед. процесс познания путем анализа содержания. где и когда познания получают? Вопрос о цели: зачем, для чего прилагаются познават. усилия? Возникает понятие – истина, это цель познания. В антич. ф-и развив. логика – учение о формах мышления. В ф-и Др. Греции прослеживаются возник. социальной ф-и как фил. учения о обществе, его возникновении и положении, законы и тенденции, прогресс и регресс. Разделы фил. знания: этика, естетика, фил. культурология, аксиология (теор. ценностей)- фил. учение об природе ценностей, их месте в реальности, структуре ценного мира, т. е. о связи разн. ценностей между собой, с соц. и культ. факторами и структурой личности. Отсюда, фил. знание состоит из фил. антропологии, онтологии, епистомологии, соц. ф-и, ф-и наук, фил. вопросов природознания, этики, естетики, логики, фил. культурологии, истории ф-и. Есть прикладное фил. знание – обощение рез-в совр. науки, помощь людям в их конкретной практ. деят-ти. Сущ. специфические методы: диалектика (Сократ)- это искусство добиваться истины раскрятием разногласий в рассуждениях соперника. Платон – искусство вести беседу, задавать вопрос и отвечать на него. Гегель – учение о самодвижении понятий.

7. Фил. школы Др. Китая: конфуцианство, даосизм

Нет логики, своеобразия.

Школы: конфуцианство, даосизм, моизм, лигизм. Очень самобытным, не поддаются чужому влиянию, все приспосабливают под себя, нет святых жрецов. Анемизм – вера в духов, предков. Философия занесена в 5 книг:

–  Ши-дзинь – книга песен;

–  Шу-дзинь – книга истории;

–  И-дзинь – книга перемен;

–  Ли-цзи – книга ритуалов;

–  Чунь-цю – собственная мифология.

Кофуцианство. Конфуций считал, что люди стали мелочными, погрязли в суете, отошли от традиции. Выход – вспомнить старые традиции и им следовать. Делит китайское общество на два класса: благородные и низкие. Благородные нравственные люди, не обязательно из высшего общества, но обязательно образованные, правильная речь. Главная фигура у Конфуция – образованный чиновник.

Черты благородного человека: 1) правило золотой середины – вести себя так, чтобы избежать крайностей; 2) человеколюбие; 3) принцип взаимности (не делать другому то, что не желаешь себе).

Выдвинул теорию управления государством на основе добродетелей. Говорил, если делать порядок с помощью правил и руководить народом с помощью добродетелей, то народ будет знать стыд и исправится.

Моизм: основоположник Моцзы. Отражал требования низовых слоев общества. Все должно идти от сердца, искренне. Истинный образец для подражания видит в небе. С неба – свет, тепло. Следовать надо тем традициям, которые несут добро. Подвергал осуждению современное социальное устройство и с помощью новой морали пытался перестроить общество. Возлагал надежды на мудрость правителя.

Даосизм – основоположник Лао-дзы. Главное понятие его книги – дао-путь, который избирает благородный. Правильность пути определяет небо. Дао – это основа, вечно, неизменно, неуничтожимо. Небо подчиняется дао, а дао – ничему. Дао все рождает все рождает, а де – вскармливает. Критиковал Конфуция за ритуал, принцип взаимности. Основное правило жизни: надсяние: мудрый не говорит, говорящий праздно болтает. В жизни надо следовать дао, а оно не выразимо, оно выше понятий, поэтому мудрый молчит и ничего не делает, т. к. понимает, что все безполезно.

Школа законников.

Основоположник – Шан-Ян. В обществе должен царить юридический закон. Общество пережило три этапа:

–  корыстолюбие;

–  законопослушание;

–  человеколюбие.

Должны быть принципы

–  больше наказаний, чем поощрений;

–  наказание суровое;

–  чем меньше проступок, тем выше наказание;

–  доносительство – сурово наказывать тех, кто скрывает.

8. Главные направления Индийской ф-и: джайнизм, буддизм, чарвака

Все учение основано на «ведах». Общество разделено на варны (касты) – по цвету одежды: 1) брахманы (жрецы) – белые, раввины; 2) кшатрии – воины – отсюда выдел. князья, красные; 3) вайшль – торговцы, ремесленники, земледельцы, желтые; 4) шудры – батраки, свободные люди, черные. Дасы – рабы, вне касты.

Философия – религиозная, главные – жрецы, образованные, писали тексты – «Веды» на языке санскрит. Делят на четыре части:

1. Санхиты – писали гимны в честь богов, главный шудра (бог). Части: Риведа, Сановеда, Яджурведа, Атхарваведа. Здесь философские поиски места человека в жизни.

2. Брахманы – тексты, из которых видно, почему жрецы – высшее сословие. Бог Брахма – верховный бог, создал людей. Из четырех сословий могут читать веды – три, кроме женщин и мудрецов. Мужчины должны пройти четыре стадии: а) детство – учиться; б) хозяин; в) 40 лет – оставляет имущество старшему сыну, стать лесным отшельником до 60-ти лет; г) 60 лет – стает аскетом.

Брахманы совершенствовали религию. В текстах развито представление о сущности человека: смертное тело и бессмертная душа, которая переживает несколько жизней в любых физических телах. Сансара – цепочка перерождений. Принцип Карма – о количестве перерождений, судьба человека после смерти зависит от его прошлого.

3. Араньяки – сочинялись лесными отшельниками, брахманами. Люди со свободным временем, образованные, думают о смысле жизни, о ее основе.

4. Упанишады – творцы мудрости. Тексты направлены на человека, переосмыслено первоначало – брахман некое абстрактное начало, а не бог, оно не постижимо. Вначале хаос, затем концентр. тепло и возникновение нечто – воздух, вода, земля человек. Появилось понятие «Атман» – это тоже, что Брахман, но чисто духовное «нечто» – высшее сознание, то из чего все, основа, сущность. Душа человека – Атман, его наличие в теле недостаточное, душа должна освободиться и слиться с мировым Атманом. На основе текстов выросли шесть школ: Ньяя, Ваймешика, Санкья, Веданта, Миманса, Йога.

Все школы разрабатывали пути к достижению Мокши, сходились к необходимости нравственного самоусовершенствования. Причина страдания человека – страсти, желания, добро – отсутствие страданий, надо умерить потребности. Йоги считали, чтобы освободиться от страсти и желания, необходимо соединить телесные и духовные правила.

Вопреки Ведам – школы Локаята, Буддизм, Джайнизм.

Локаята (Чарвака) – отвергает существование бога, души и закона кармы. Утверждают, что существует только мир материальных объектов, который стихийно складывается из четырех элементов бытия: земли, воды, огня, воздуха. Жизнь и сознание лишь проявление этих элементов. Утверждают в качестве единственной цели бытия – получение наслаждения.

Буддизм – четыре истины: 1) жизнь есть страдание; 2) привязанность к жизни есть страдание; 3) страдания можно избежать; 4) как надо жить, чтобы их избежать. 8 правил освобождения от страданий: 1) правильный путь; 2) правильная решимость; 3) правильное понимание четырех истин; 4)правильные усилия (не поддаваться искушениям); 5) правильная речь (исключать плохие слова; 6) правильный образ жизни; 7) правильные поступки (не лгать, не воровать); 8) правильное сосредоточение (медитация). Соблюдая эти правила, достигаешь состояния НИРВАНЫ (нирвана – абсолютный покой души и тела, глубокий уход в себя).

Джайнизм – отрицание создания мира, не признают богов. Объект их культа – 24 живших ранее человек. Эти люди добились полной победы над страстями. Основные принципы: принцип ненасилия; правдивость; бесстрастие; непрелюбодеяние. Аскетический образ жизни, кротость, смирение, терпение, милосердие.

Вся эта философия не направлена на познание мира, только нравственное совершенствование.

9. Космоцентрический хар-р древнегреческой ф-и

Поиск первоначала в меняющемся кругообороте явлений огромного Космоса –основная познават. цель древнегреч. ф-и. Античную ф-и надо понимать как учение о «первых началах и причинах»Этот тип ф-и требует рацион. объяснения бытия, реальности, целостности.

В развитии антич. ф-и выделяют 4 этапа:1. 7-5 в. до н. э. – досократовский этап- мудрецы из Милета Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит из Эфеса, Елейская шк. ( Парменид, Зенон), Пифагор, атомисты (Левкипп, Демокрит) в центре проблем физики и Космоса.2. 5-4в. до н. э. классический – Софисты, Сократ, изучение чувственного и органического. 3. 4-2 ст. до н. э. еллинистический – школы – перипатетики, акдемическая ф-я (Платоновская академия), стоическая и епикурейская шк.,скептицизм. Проблема – этика, моралная отв-ть. 4. 1 в до н. э. – 5-6 в. н. э.римская ф-я 3 направления: стоицизм (Сенека, Епиктет, Аврелий), скептицизм (Секст Емпирик), епикуризм (Тит Лукреций Кар).

1-е философы - мудрецы изучали смысл Природы, Космоса, их назыв. «физиками», интуитивно формир. первопричины всего сущего как основы, суть. Чел-к это Микрокосм относительно Макрокосма, как часть и своеобразное повторение, отражение Макрокосма. Это явление стало Космоцентризмом. Космос – противоположность Хаосу, это порядок и гармония.

Значение: опред. по внешнему миру (Макрокосму) статусу, что опред. все другие законы и процессы, вкл. и духовные.

Фекид из Сироса (600-530 до н. э.) учитель Пифагора, сущ. архее-земля (гр. – хтония),Фалес из Милета (625-547 до н. э.) под архее-землей понимал воду, Анаксимен – ветер, Гераклит (544-483 )- огонь. В 5 ст. до н. э. Емпидокл Объед. все 4 стихии, дав им статус елементов, колич. и качеств. неизменяемые, что не сводятся одна к одной, образуя разнообразие мира, вкл. живие организмы. Анаксимандр Первооснову нашел в апейроне (неизмеримый, незримый, безграничный). На бескрайности айперона базир. способность не исчерпываня, быть вечным генетич. началом Космоса, лежать в основе взаимопревращения 4 стихий. Утверждал, что айперон – основа и причина всей сути, различает сухое и мокрое, холодное и теплое. Их парные комбинации образуют землю (сухое и холодное), воду (мокрое и холодное), ветер ( мокрое и горячее). огонь (сухое и горячее). Анаксимандр первый понял, что бесконечность одной из стихии приведет к ее отделению, приоретету, над остальными стихиями как конечное. Апейрон есть неопред., поэтому равнодушно ко всем стихиям, что выходят из него и рождаются им. Концепция начала как айперона, неопред. как количественно так и качественно, правильна и в соврем. условиях.

10. Сократ и его метод

Сократ (469-399 до н. э.)и его школы. Мыслитель не хотел актив. общественной жизни, вел жизнь философа, в размышлениях, не заботясь о материальном благополучии. Его ф-я называется этичным антропологизмом.

Не природу надо исследовать. Человек познай самого себя. Связывал жизнь объекта – с сущностью человека. Познать сущность человека – познать общество. Отличие м/у добром и злом не относительно, а абсолютно. Отождествлял счастье не с выгодой, а с добросовестностью.

Заслуги Сократа

1. Антропологическая философия – пытался философию повернуть лицом к человеку.

2. Рассуждает об истине, благе, добре, справедливости, красоте. Говорит, что есть мир сверхчувственных явлений.

3. Он исследовал философию методами, а натурфилософия – наблюдение, логика.

Методы Сократа

1. Метод общих понятий (категорий).

2. Ирония.

3. Метод сравнения, сопоставления, расчленения. Сократ вступал в спор.

4. Магневтика.- каждый чел-к должен иметь свою мысль, но истина для всех одна. Яв-ся субъективной диалектикой. Цель м. : цель всеобщего обсуждения к.-либо предмета состоит в опред., выраженном в понятии.

Школы:

Килики. Следовали образу жизни Сократа, его равнодушие к деньгам, пренебрежение благами цивилизации. Цивилизация то, что сковывает свободу человека, поэтому киликами становились оставив семью, работу. Представители: Диоген Синопский.

Мегарики: Эвкулипт Мегарский. Пошел по Сократу – разработка общих понятий; абстрактная понятная сторона рассуждений Сократа была ими унаследована. От них остались задачки для тренировки мышления.

Гедоники – основоположник Аристик из Кирены. Исповедовал смысл жизни, человек живет для счастья. Эфдемонизм – направление, которое считает, что человек рожден для счастья. Наслаждение – вот, что доставляет человеку удовольствия: телесные, духовные, чувственные (дружба, любовь, наука). Они исходили из представления, что удовольствия связано с целой гаммой чувств.

11. Изменение роли и социальные функции в период Средневековья

Возникло феод. общество (крепостное право). Знач. роль играло духовенство. Монастыри были и крепостями и центрами земледелия и очигами просвещения и культуры. Церковь стала хранительницей письменности и образованности в Европе. Раннее средневековье характер. становлением христ. догматики в услов. формирования евр. гоуд. в р-те падения Римской империи. В условиях жесткого диктата церкви и гос власти ф. была объявлена слкжанкой богословия, кот. должна была использовать свой рацион. аппара для подтверждения догматов христианства. Эта фил. получила название “схоластики”.(опиралась на форм. логику Аристотеля)

Еще в 5 в.(христианство уже гос. религия в Греции и Риме) было сильно влияние фил. неоплатонизма, враждебного христианству. (Нехрист. ф. школы были закрыты по декрету имп. Юстиана в 529г.) При этом одни хр. идеологи склонялись к отрицанию, другие к использованию учений ф. идеалистов древности. Так возникла лит-ра апологетов (защитников) христианста, а за ней возн. патристика - соч. отцов церкви, писат., заложивших основы ф. христианства.

Со 2в. Гр. апологеты обращ к императорам, преследовавшим хр. Они стрем доказать, что хр. поднимает такие вопр. кот. ставила и предшеств. гр. фил., но дает более оверш их разрешение. Видный апологет - Тертулиан (из Карфагена, 2в.) - сущ. непримиримое разногласие между религией, бож. откровением, свящ. писанием и чел. мудростью. Не создав ф. систем ап. однако наметили круг вопросов, кот. стали основными для хр. ф. (о боге, о творении мира, о прир. чел и его целях).

Наиболее влият. из отцов церкви - это Августин (354 -430, род. в Тагесте - африк. Нумидия) Доказывал, что бог явл. высшим быием, Бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Мир предствляет собою непрер. лестницу существ, восхолдящую к создателю. Особое место занимает чел., кот соединяет прир. мат тела и обладает разумн. душай и своб. воли. Душа нематер, бессмерна. Субъективно чел действует свободно, но на самом деле все, что он дел., делает через него бог.

Схоластика. Гл. направление в разв ф. среднев. Она преподав в школах и университетах. 3 периода: 1.ранняя схол.(9-12в) 2.период хрелости(13в) 3.упадок (14-15в) Центр. вопрос - о отношении знания к вере. Считалось, что истина уже дана в библ. текстах и необходимо правильно истолковать их. Т. к. б. тексты отличались иносказательным хар., то для их толкования требов. изощренная логика.

Одним из важных ф. вопросов, был вопрос об отношении общего к единичному. Спор по этому пов. известен как спор о универсалиях, т. е о прир. общих родов и понятий. Сущ. 2 основных решения этого вопроса.

1.общие роды (унив.) сущ. реально, независимо от чел. - реализм.(Иоанн Скот Эриугена, Фома Аквинский) 3 вида сущ. универсалий: (троякость существования) “до вещей” в бож. разуме, “в самих вещах” как их сущность или формы и “после вещей” - в чел. разуме как р-т абстракции. - умеренный реализм ( сущ и крайний реал. - общее сущ. только вне вещей -Ансельм). П. Абеляр - сущ. только един. вещи. Но они могут быть сходны между собой, на этом сх. и основ. возможность универсалий. Когда мы утверждаем что-то по отнош к многим вещам, наше утвержд. относится не к вещ., а к слову (это номинализм). Но наряду с этим он предпол. реальность общих понятий в уме бога. Это образцы по кот бог творит вещи.

2.Универсалии не сущ. реально, незав от челов. Они суть только имена.(Росцелин). Сущ. только индивидуальное и только оно может быть предм. познания. - номинализм. Представитель Уильям Оккам. Задача знания - постижение частного, единичного. Общее сущ. только в уме чел.. В самих вещах нет ни общего ни единичного. И то и др. присуще только нашему способу рассмлтрения одной и той же вещи. Для объяснения перехода мысли к общему О. вводит понятие интенции, т. е. о направленности мысли, о лог. и псих. актах или знаках. Все общие понятия - это знаки, логически обозначающие многие объекты.

Главные представители схол. Альберт Больштедский, Фома Аквинский, Дунс Скот и Раймунд Луллий.

А. Б. - 13в. Проводил иссл. в науках о прир., защищ. ф. против богословия. В вопр. о универс. - умереный реалист (см. п.1) Отношение между верой и разумом - некот. догматы непостижимы для разума, например о 3 лицах бога.

Ф. А.(1225-1274). Осн. цель отработка основных догматов хр. вероучения в формах здравого смысла. Опираясь на позднаго Арист. канонизировал хр. поним. соотношения идеального и матер. как соотн. изначального принципа формы с неустанововш. принципом материи.(слабейшим видом бытия). Слияние первопринципов формы и матер. рождает мир индив. явлений. Душа чел. ксть формообраз принцип, однако свое полное индив. воплощение она получает только при соедин. с телом.

Так был разрешен один из самых острых вопр. хр схол. Схол должна была истолковывать свое отнош. к материии т. к. Иисус Христос был явлен в виде челов., т. е объединил в себе бож.(идеал) и чел. (матер) природу. Этот факт не давал возможности трактовать мат. как ничто (чего требовал догмат о творении мира из ничего). Поэтому квалиф материи Ф. А. с пом. целой системы утонченных расуждений в качестве “слабейшего вида бытия” была воспринята церковью как выход из тупика.

Важн значение имело учение о различии сущности и существования. Они совпадают только в боге. Существов. выше сущности, относится к ней как действительность к возможности.

Док-во сущ. бога. Каждоя явл имеет причину. Поднимаясь по лестнице причин мы приходим к необходимости сущ. бога - верховной причины.

12. Антропоцентрический хар-р ф-и Возрождения

Философия Возрождения – краткий период, который является переходным этапом между средневековой схоластикой и научно-философским мышлением нового времени. Социально-экономические изменения сопровождались существенными переменами в мировоззрении людей. Возрос интерес к естествознанию (биологии, математике, физике), свобода от религии. Расширились знания о мире и земле. Открылись новые земли. Открытия в духовной сфере (книгопечатание), открытия астрономии, развитие медицины. На смену криоцентризму, провиденциализму приходит:

Особеннсости эпохи: 1) средневековая догматика запрещала думать и чувствовать. Чел. тело считали тайной и считали грешным. Чел-к его мысли, чувства, жизнь считались ничтожными перед Богом, служителями церкви, бессмертием души. Искусство и лит-ра Возрождения утверждала права чел-ка на эти чувства, восхваляои не небесную, а земную любовь, красоту чел. тела. Антропоцентизм – первая и гл. особенность ф-и Возрождения.

2) Секуляризация (отделение) религии от науки, политики и морали.

3) поиск правильного решения метода познания природы – сенсуализм и рационализм. Методом познания природв есть експеримент, опыт.

4)Деизм, пантеизм

Деизм – считает, что бог творец земли, но он разумный техничный мастер, творит в соответствии с законами. Мир можно познать и без творца. Мир – автономный, способный сам существовать.

Пантеизм – отождествление бога и мира, один растворен в другом, между ними нет зазора, т. к. они оба появились одновременно, т. е. мир безначален. Он не сотворен, не имеет и конца.

Эпоха подвинула церковь, создала научные центры, вернулась к античности. Лидеры и кумиры – деятели античного мира – Эпикур, Пифагор, Платон и т. д.

Этапы эпохи возрождения.

1 – формируются идеи гуманизма (14-15 вв.)

2 – господство неоплатонизма (середина 15-16 вв)

3. – натурфилософский этап (середина 16-17 вв.)

Петрарка – оправдывает земные стремления человека. Обращает внимание на свободу человеческой воли, как основу свободы человеческой деятельности.

Возрождена натурфилософия. Зачастую носила пантеистический характер, т. е. прямо не отрицала существование бога, но отождествляла его с природой.

Николай Кузанский – придавал природе божественные атрибуты (бесконечность в пространстве), а в средневековой схоластике – учение о конечности вселенной, Кузанский проповедовал идею бесконечности познания.

Н. Коперник: 1) земля не пребывает неподвижно в центре вселенной, а вращается вокруг своей оси. 2) земля вращается вокруг солнца, занимающего центр вселенной.

Дж. Бруно – продолжатель учения Коперника. В отличие от него он отрицал наличие во вселенной какого-либо центра, не только наша Земля рядовая планета солнечной системы, но и Солнце – одна из звезд вселенной, безгранична, число миров в ней бесконечно, они также обитаемы и населены разумными существами. По новому понимал материю – активная самодеятельная субстанция. «Этика гражданского гуманизма». «Самоотдача и движение ради высокой цели – это состояние героичного энтузиазма, к кот. надо стремиться

Дизерий Еразм Роттердамский считал, что ход действий в мирское чел. сущ-е зависит от самого чел-ка и его выбора в опр. условиях, что есть обязат. условием моральной ответ-ти.

Галилео Галилей – сконструировал телескоп, с помощью которого обнаружил кратеры и хребты на луне, спутники Юпитера и стал первооткрывателем неба.

М. Падуанский сформ. в трактате «Защитник мира» пришел к идее, что не церковь, ни гос-во не имеют божественной природы, а разн. формы чел. власти и общественной организации людей.

Ф. Петрарка защищает активную самореализацию чел-ка, его антропоцентризм выступает противоположностью средневековому теоцентризму.

Калюччо Салютатти – гл. считал воспитать чел-ка с силой, кот. он б владел для выполнения добрых поступков.

Гуманизм –культурное движение эпохи В., целостная сис-ма взглядов, что опр. ценность чел-ка как личности, ее право на свободу, счастье, развитие, проявление воли, считает добро чел-ка критерием оценки соц. институтов, а принципы ревности, справедливости, человечности нормой отношений меж людми.

Л. де Винчи реализовал идеал героичного чел-ка

Этап ф-и В. занимает видное место в истории фил. мысли. Гуманизм, реформация, натурф-я, новые соц.-полит. убеждения –в совок-ти это изменило взгляды лбдей на мир и на положение в нем чел-ка, наложил отпечаток на хар-р всей последующей науки и ф-и.