Шпаргалки по предметам

Философия шпоры

Шпаргалки по философии к экзамену     

28. Постановка проблемы сознания в философской традиции.

Понятие сознания – анализ всех форм духовной и душевной жизнед-ти чел-ка, способ контроля, регул-я, упр-я между чел-м и миром. Эта проблема касается, т. к. подходы по вопросам сути сознания, ее хар-р, отношение с бытием, это касается исходных мировоззренч. основ любого направления ф-и. На ранних стадиях в ф-и нет разграничения сознательного и бессознательного, материального и идеального при трактовке психич. явлений. Гераклит опр. сознательные идеи понятием логос. Впервые различ. материю и сознание софисты, а затем Сократ. У Платона объект. смысл актов сознания отделяется в отд. мир идей, противопол. всему материальному миру. со временем проблема нарастает, что связано с ролью сознания в жизни чел-ка и общества, с новыми достижениями науки в понятии сознания.

С. имеет сложную многогранную природу. Кроме ф-и с. изучают еще психология, физиология, биология, социология и др. Ф-я стремится к целому, системному охвату мира и чел-ка. Поэтому при изучении сознания философы пытаются раскрыть разные аспекты: Гносеологичный (Отражающий), Онтологичный (бытовой), аксиологичный (ценностный), Социо-культурный, стремятся опр. механизмы ее постановления и развития в онто - и филогенезе, раскрыть ее соц-действенную суть, дать содерж. анализ, опр. особенности функц-я сознания на различных субъектных Ур-х (индивид. и социальном), в разных конкр. исторических условиях, и разработать целую теорию сознания. При реализации проблемы ф-я опирается на данные отд. наук, что изучают сознание, обобщают их и выполняют интегральную функцию в познании сознания.

29. Природно-научный аспект сознания.

Идеальное – от Платона ф-я идея, ейдос. Особенность: совершенство, внедрение в сущее. Идеальное выражает истинное бытие, доскональность. В ф-и появился Идеал – объед. с психичным, духовным, выражает вторичность, относительно от материального бытия. Идеальное выводит идеальное из процесса бытия, опр. его места в построении специфично чел. способа жизни в мире. Чел. реальность имеет отдельный смысл, кот. отличается от ее природных возм-тей и не м. б. выведена из них. 2 позиции по решению вопроса. 1) «деятельное осмысление идеального» - Э. Ильенков. Идеальное возник. в пространстве чел. деят-ти, это специф. способ бытия чел-ка в мире. Раскр. как объективное становление.

2) психологизм или информ. подход – Д. Дубровский – идеальное как субъектив. реальность, что принадлежит чел. интеллекту, психол. жизни. Индивид. сознание сущ. не только как субъектив. психичная реальность, но приобретает объект. форму сущ-я. Сознание стает общим.

Общее сознание – объективна в разных обществ. духовных формах. Идеальное многокач-но: это сов-ть всех псих. процессов, объект. бок идеального раскрывается в деятельном подходе.

Основа раскрытия специфики идеального – людская деят-ть. Не смотря на полож. и негатив. стороны, представители опр. идеальное как знаково-символичный компонент чел. деят-ти. Процесс превращения особенностей в идеальное не прост в представлении чел-ка. Способность отраж. соб-ти вещей могут все высшие животные, благодаря представлению. Но жив-е не может опр. идеальное, а чел-к может, различает их из общей массы особ-тей, придает самост. бытия, форму абстракции. Условием для отделения воз-тей от вещи для самост. ее существования – знаковая сис-ма, что явл. условием сущ. идеального, выступает материал. носителем абстракции, обеспеч. ее вольный дух. Сознание идеально по форме и по содержанию. Совр. наука соотносит прсих. процессы с деят-тью опр. зон полушарий мозга. Слова проговариваются, это позволило расшифровать кодовые хар-ки, распознать слова, что проговариваются в мыслях. Сущ-е сознания неразрывно связано с деят-тью мозга, нервной сис-мы, тела чел-ка, но не сводится к природно-биолог. процессам.

Специфично время сознания. Чел-к может в мыслях повторять время, в кот. никогда не жил, мысленно возвращаться к прошлому или формир. образ будущего. Мысль может мгновенно преодолеть просранство и время. «Что явл. самым быстрым в мире? Мысль»

30. Сознание и язык.

Язык – общественная знаковая система. Принимает участие в процессах предметного восприятия и мышления, основа памяти в ее спец. человеческой непосред. форме, выступает способом распознавания эмоций и расм. эмоциональное поведение чел-ка. Возник. и развитие сознания как социокультурное явление неоделимо связ. с возникновением и развитием языка как материального носителя норм сознания.

Сенека « и в душе есть что-то очень глубоко спрятанное – оно и освобождается, когда произносится».

Г. Гегель, содержание мыслей чел-ка можно узнать, когда они приобрели внешнюю форму. К. Маркс и Ф. Энгельс «…язык также стар, как и сознание. Язык практичен, сущ. для других людей, тем самым для меня самого сущ. сознание». В языке раскр. не все мысли сознания. Звуковой язык – естеств. система знаков. К ней относят пластику чел. тела, язык жестов, исскуств. языки.

Язык не один в знаковой системе, среди материал. носителей сознания. Материал. явления, если они выполняют функцию знака. Знаки опр. как материальный предмет (явления, действие), выступают как представители иного предмета, сохр. и передачи инф-и (знаний,).

Своеродную знаково-символичную функцию в истроии культуры выполняют реальные коллектив. действия, что имитируют, проигрывают жизн. ситуации, культовые сюжеты и др. Вывод, то что идеального содержания или значения тот или иной предмет получ. только в границах отдельной культуры. Ступень связи матер. природы знака явл. существенным содержанием. Иконические знаки (герб, флаг, культовые предметы, рисунки.

Язык – важнейшее ср-во общения, связан с мышлением, соц. ср-во сохранения и передачи информации, одно из средств упр-я чел. поведением. Возник вместе с обществом в процессе совместной труд. деят-ти первобытных людей. Возникновение членораздельной речи – мощное ср-во развития чел-ка, общества и сознания. Реализ. и сущ. в речи. Языки мира различ. строением, словарным запасом, однако всем присущи общие законом-ти, системная орг-я единиц языка. Язык изм. со временем (Диахрония), может перестать использоваться (мертвый). Разновидности: нац. язык, литер. язык, диалекты, языковая культура.

Шпора 31. Шпаргалка Социально-философский аспект сознания.

Анализ форм развития информ. регул-я позволил выяснить, что новый инф. механизм генетически и актуально связан с предыд. механизмом. Каждому Ур-ню развития живых организмов присущ опр. механизм инф. саморегул-я, в процессе эволюции раст. жив. мира механизм постоянно усложнялся и приобретал более непосредств. хар-р. сущ. границы такого механизма в пределах приспособленч. деят-ти. Механизм саморегуляции необх. для протекания приспособл. жизнедеят-ти. Но социальная жизнь требует принципиально новой формы саморег-я, кокой стает сознание. – качествоенно новая, специфически человеческая форма саморег-я жизнедеят-ти. Раскрыть ее специфику можно, выявив особенности чел. способа бытия в мире.

Практика. Выполняя практично-преобраз. деят-ть, чел-к делает вторую природу, способы произ-ва, место обитания, формы общения, соц. орг-и, т. е. образует культуру.Принципы:

1) т. к. чел-к живет в обществе, социокультурном, то элементы окр. мира становятся предметами чел. потредностей после того, как проходят процесс превращения и приобр. формы, кот. в природе получить не могут. – природа преобразованная, людская. Сознание отражая и обеспечивая процесс преобр-я чел-ком мира, есть форма деятельно-творческого его отражения.

2) чел. деят-ть целенаправленна, вкл. программу достижения опр. цели. Чел. деят-ть носит хар-р общественный, коллективный, требует закрепления, фиксации привычек, норм деят-ти, поведения и общения. Отсюда идеальная и общественная природа сознания. Сознание выступает своеродным механизмом, способом произ-ва, расшифов-я и исп-я идеальных образов преобр-я идеальных образов.

3) взгляд на жизнь – со стороны позиций культуры и опыта деят-ти.

Сознание позволяет сосредот. внимание на внутреннем духовном мире, опыте, это состояние чел-ка, когда ей одновременно доступны и мир и он. (Мираб Мамардашвили).

Сознание предусм. акти: что мыслю, переживаю, вижу, кот. возникли взаимодейстием Я и внеш. мира, одновременно рождают факты: Мыслю, что я мыслю, переживаю, что я переживаю, вижу, что я вижу. Животные также мыслят, но не выделяют себя из природы. Только чел –к с помощью рефлексии и самосознания формирует внутреннее Я, отделяет себя от природы, других людей, отдает отчет в своих действиях, что видит, пережавает, наделяет образы, кот. возникали в результате псих. процедур, полным содержанием. Сознание – высшее, специфично человеч. форма саморег-я взаимоотношений с миром (внеш. и внутр.) – природой, обществом, общения с др. людьми, самим сабой, что лежит в оьразовании и использ. идеальных образов мира с помощью разумных, эмоциональных, волевых процессов у их единости и одновр. придаче идеальным образам полного содержания с помощью процедур рефлексии и самосознания, становлении к миру – рационального, эмоционального, морального и эстетического.

32. Проблема бессознательного. Шпора,

Бессознательное – особая сфера психических процессов индивидуального и группового поведения, действительные цели и последствия которых не определены.

Выделяют два подхода:

1. Философия Декарта (картизианство).

Исходят из ложной установки: «За пределами сознания имеется только физиологическая деятельность мозга».

2. Философия иррационализма.

Осуществила систематическое исследование феномена бессознательного. Представители: Шопенгауэр, А. Бергсон, З. Фрейд. Они трактовали бессознательное как универсальную основу социального поведения человека и причину мирового процесса.

Философия Фрейда.

Существует граница между сознательными и бессознательными процессами, она разбивает эти процессы на разновеликие части.

Сознание – верхушка айсберга.

Бессознание – невидимая (основная) часть.

Любой душевный символ, реакция, любое внешнее воздействие существует изначально в бессознании и только затем может оказаться в действии сознания, но главное – они сохраняют свой статус неосознанности в сфере бессознательного.

Структура человеческой психики носит трехслойный характер.

Современный человек не способен проявить собственное я, отсюда комплексы, невротизм.

У человека – единственный выход из противоречивой ситуации – комплексы или сублимация (творчество).

Основной «укор», который ставится фрейдизму – чрезмерное внимание сексу (нансексуализм). Последователи Фрейда – неофрейдисты (К. Юнг, Э. Фромм, А. Адлер) ввели в научный оборот понятие «архетипа». Архетип – от греч. «архи» – причина; «тип» – образ, модель – наличие изначальных врожденных психических структур, содержащихся в коллективном бессознательном и способных формировать активность воображения и человеческого поведения.

По мнению Юнга в каждом человеке присутствует не индивидуальное бессознание, а коллективно сложившиеся способы, типы поведения.

Их можно выделить, изучая мифы, предания и др. Следовательно, Архетип носит как национальный характер, так и общечеловеческие ценности.

Юнг вводит понятие «маски» – способ поведения, который принимается добровольно личностью и является компромиссом между личными потребностями и требованиями общества. Тем не менее, сфера бессознательного обязательно должна проявиться.

Фромм ввел понятие гуманистического психоанализа и выдвинул проект создания гармонически здорового общества на основе индивидуальной и социальной зависимости.

Современная точка зрения: сфера бессознательного – гигантский резервуар свернутых возможностей человеческой психики, структура бессознательного может быть представлена в следующем виде:

Индивидуальный прошлый опыт всегда сохраняется. Скрытые таланты существуют. Это подтверждается под гипнозом.

Шпаргалка 33.Возникновение сознания, его общественно-историческая сущность

Сознание касается каждой конкретной личности. Принципиальное отличие человека от животного царства – сознание – основное преимущество человека, позволившее выйти ему из плена природы.

Ильенков: «Сознание, с одной стороны – великий дар, а с другой – болевая точка (страдание, горе, огорчение, отрицательные эмоции)»

Сознание (Спиркин) – высший уровень психической активности человека как социального существа. Своеобразие сознания состоит в том, что оно создает идеальные образцы и проекции реальности – основу человеческой деятельности.

Выделяют два направления:

1) религиозно-идеалистическая позиция – сознание – особый и временный дар человеку, который принесен ему либо богом, либо сверхестественными идеальными силами. Основной элемент – душа, которая имеет свойства вхождения и выхода из человеческого тела, обладает вечным существованием, переселяется из одного тела в другое. Именно в душе накапливается сознание.

2) позиция, которая получила развитие в материализме. Сознание человека возникает в результате длительной эволюции высших животных (шимпанзе, гориллы), которые в результате экстремальных изменений (климатических, геологических) сделали решающий шаг от животных к человеку.

Основные факторы появления человека:

А) совместное проживание;

Б) трудовая деятельность;

В) языковые связи.

Павлов: две сигнальные системы свойственны человеку: 1) умозаключение, суждения, понятие; 2) представление, восприятие, ощущение. Вторая сигнальная система свойственна животным, которые мыслят предметно.

Высшая форма сознания – способность самосознания, которое выражается в трех уровнях:

1) человек осознает свою роль в той среде, в которой он живет, действует.

2) понимание ценностей, которые необходимы обществу, где живет человек.

3) осознание общечеловеческих ценностей.

Сознание позволяет человеку ощущать окружающий мир, свое место в нем, выделять проекции своего развития, предвидеть положительные и отрицательные элементы жизнедеятельности.

Общественное сознание нельзя рассматривать в отрыве от общественного бытия. Вместе с тем следует отметить, что с точки зрения современной философии нельзя ставить вопрос о первичности бытия (сознания), а следует понимать их как два взаимодействующих друг с другом объекта.

Бытие и общественное сознание нагружены друг другом: без энергии сознания общественное бытие статично и мертво.

Степень нагруженности в различных типах общественной систем различна. Следовательно, активно-творческие преобразования общества возникают вследствие динамичного взаимоопосредования материальным духовного и наоборот.

Ибо никакие реформы без подкрепления общественным сознанием не могут быть внедрены экономическими методами (без мобилизации культурного и человеческого фактора).

Принято выделять соотношение между индивидуальным и общественным сознанием. Философия индивидуализма всегда представляла общественное сознание как создание мирового разума или национального духа. Само же общественное сознание, по их мнению, носит надличностный характер и является приоритетным по отношению к сознанию индивида.

Согласно современной философии, исходными носителями общественного сознания являются отдельные индивиды, социальные группы и этносы. Только взаимодействие и согласованность между ними способно создать уникальную ткань общественного сознания.

Общественное сознание отличается не столько количеством от суммы индивидуальных сознаний, но главным образом, новым качеством своего выражения.

Общественное сознание – величина, особым образом, организованная идеальная реальность бытия. Общественное сознание – система укоренившихся правил игры, которую человек должен принять или отвергнуть (стать изгоем).

Отсутствие различия между общественным и индивидуальным сознанием чревато для культуры такими крайностями, как догматизм и волюнтаризм.

Догматизм – обожествление общественно распространенных идей как истин последней инстанции (индивид отказывается от личного в пользу общепринятого).

Волюнтаризм – игнорирование общественным сознанием в пользу индивидуального. Как следствие, утопические модели миротворчества, господство узкокорыстных интересов.

В общественном сознании принято выделять два уровня:

Нижний – обыденно-практический (уровень общественной психологии); верхний – теоретический.

Обыденно-практическое сознание – совокупность представлений традиций, установок, которые возникают непосредственно из повседневной будничной практики людей. Основные черты – прагматизм (извлечение выгоды), несистематизированность, устойчивость.

Теоретическое сознание – идеология авангардных социальных групп и этносов, которая подвергнута рациональной систематизации в символах соответствующей психологии людей.

Главная проблема – разрыв, противопоставление между господствующей идеологией и общественной психологией населения.

Для преодоления этого противоречия создаются службы общественного мнения, которые помогают выявить социальное отношение к текущим проблема общественной жизни.

Наряду с уровнем принято выделять следующие основные формы: политика, право, нравственность, эстетическое сознание, религия, наука, философия.

Все формы общественного сознания условно разделяются на два цикла:

– политика, право, мораль – субъективно-структурные формы, регулируют взаимоотношения между людьми.

– эстетика, наука, религия – субъективно-объективные формы. т. к. они продуцируют рациональные идеалы и природы и человеческого общества.

Философия – интегрирующий стержень для всех форм общественного сознания.

Политическое сознание – теоретическое выражение отношения граждан данной страны к системе государственной власти, понимания или степени справедливости разверстки прав и обязанностей между основными социальными группами.

Население способно на соответствующее самоопределение и волеизъявление.

Правосознание – система сложившихся, в данном обществе, нормативно-регулирующих факторов отношений личности и общества. Право эффективно, если оно обеспечивает равенство всех граждан перед законом. Право несубстантивно (несамостоятельно), если законы не укоренены в моральных требованиях, традициях, культуре данного народа.

Нравственное сознание – основная общественная форма сознания, в которой воплощены общепринятые нормы и оценки человеческой деятельности.

Особенность состоит в том, что нормы политики и права регулируются государственными институтами, то нормы морали складываются при совместной жизнедеятельности людей.

Эстетическое сознание является одной из древнейших форм общественного сознания, цель которого утверждение прекрасного в человеческом бытии.

Эстетическое чувство – умение увидеть новое, необычное, более совершенное и воплотить в свою жизнь. Эстетика – это этика будущего.

Религия представляет собой иллюзорное удвоение лица, т. е. признание помимо реального потустороннего, где люди могут найти идеальное разрешение всем проблемам человеческого существования.

Религия содействовала формированию изначальных форм человеческого поведения и общежития, благодаря внедрению основных заповедей.

Фейербах: «Религия – детство человечества, с которым ему предстоит расстаться».

Маркс: «Религия – опиум для народа, сердце бессердечного мира».

Наука – исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование мира. Самая молодая, но самая перспективная форма человеческого сознания.

Дата рождения – 1768 г. – создание паровой машины в Англии (новая форма энергии). Отрезвление в 1945 г. – создание и испытание ядерного оружия. Вавилов: «Наука – обоюдоострое оружие, которое может послужить как на счастье людям, так и привести их к гибели».

Два направления:

1) саинтизм – увеличение применения достижений науки;

2) антисаинтизм – качественный и рациональный подход.

34. Диалектика и формы догматического мышления. Шпаргалка.

Диалектика – Учение о развитии мира, человека и познания. В переводе с греческого означает «вести спор, беседу». Впервые ввел Сократ. В немецкой классической философии Диалект – универсум, теория и метод познания мира.

Способы философствования:

1. Метафизика – метод, согласно которому мир находится в стационарном состоянии, в нем происходят только внешние изменения и модификации, а источник изменений – внешнее воздействие.

2. Диалектика – учение о целостности, взаимодополняемости и развитии мира. Гераклит – мир постоянно изменяется, внутренне противоречив и мыслится в вечном движении, становлении.

Типы диалектики:

1. Субъективная – искусство правильно осмыслить, искусство ведения диалога путем выделения противопоставлений мнений и последовательных их объединений.

2. Объективная – акцент не на мыслительную деятельность человека, а на объективное развитие бытия.

Современное философское зрение: оба подхода являются односторонними, преодолевая на основе принципа противоположности бытия и познания и последующего их совпадения.

Развития: Идеологическая диалектика (Платон, Кант, Гегель) – движущими силами развития выступают идеологические и духовные ценности; Материалистическая диалектика – причина развития коренится в движущих силах природы, материи, материальных факторов. В марксизме акцент делается на материальную диалектику. Недостатки: утверждается неизбежность, однонаправленность процесса развития, распространяется это на общественно политические системы.

Типы диалектики: – Негативная – марксистское учение, акцент на борьбе, конфликтах. Крайним вариантом негативной диалектики является Неогегелианство 20в. – все социальные противоречия неразрешимы;

Позитивная – развитие приводит к совпадению противоположностей, их разрешению путем нахождения компромиссов, диалогов, согласия.

35. Исторические формы диалектики

Диалектика (гр. dialektike –исскуство вести беседу, спор) – фил. учение, о становлении и развитии бытия и познания, основ. на этом учении метод мышления. В истории ф-и выдвиг. разные толкования д.: как учение в вечном становлении и изменчив-ти бытия (Гераклит); исскуства диалога, достижения истины путем противоборства, мнений (Сократ); метода расчленения и связыв. понятий с целью постижений сверхчувственной (идеальной), сущностей вещей (Платон), учения о совпадении (единство) противоп-тей (Н. Кузанский, Д. Бруно); способа разрушения иллюзий чел. ума; кот. стремясь к цельному и абсолютному знанию, запутанных в противоречиях (И. Кант); всеобщего метода постижений противоречий (внутр. импульсов) развития бытия, духа и истории (Гегель); учения и метода, выдвиг. в качестве основы познания дейст-ти и ее революции (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин). Диал. традиция в рус. ф-и 19-20в. воплатилась в учениях В. Соловьева, П. Флоренского, С. Булгакова, Н. Бердяева, Шестова.

В Зап. ф-и д. развивалась по руслу неогегелянства, экзистенционализма, течений религиозной ф-и.

36. Диалектика субъективная и объективная, их единство и различие.

Субъект – человек, кот. владеет сознанием, способен рассм. и превращать мир. Объект – часть мира, что стала предметом наблюдения и превращения чел-ком. Соотношения наблюдения и превращения опр. возм-ми чел-ка и особ-ми объекта познания. Связь познания и практики изучает донаучное, стихийно-эмпирическое, обыденное познание, что возникает вместе с формир. чел. общества, реал. в процессе их жизни. Донаучное стихийно-эмпирическое познание явл. формой практики, т. к. вплетено в практич. деят-ть. Цель познания – познание мира, произ-во предметов, что невозможно без знания о предметах,

Ф. Бэкон: если сами понятия, будучи основой всего, запутаны и необдуманны, то нет ничего крепкого в том, что построено на них. Если объект познания считается первичным, независ. от субъекта, то суть познания м. б. опр. как отражение внутренних, стойких, необходимых, общих, возм-тей объекта.

Деят-ть объекта имеет нужду в знании, что выходит за грани описания явлений, способность вторгаться объектом в дейст-ть, заменить очередность явлений. Каждому этапу присущи противопоставление, единство объективного и субъективного, соответствующего и несоотв. предмета познания. Знания, чувственные и рациональные, проявл. разновидностями субъектив. образов объективного мира. Объективные они по смыслу, субъективные – от завис-тей тела и сознания чел-ка, по зав-ти субъекта, по форме. Соответствие знания данным возм-тям предмета означает его неотделимость от субъективного. Всякое знание имеет свою сферу объяснения, что не отбрасывается в развитии познания и в таком сенсе абсолютно,; но границы сферы объяснения могут изменяться, и тогда знание – относительно.

37. Принципы диалектики