Шпаргалки по предметам

Шпаргалка по философии (дополнительная)

Шпаргалка 12.Наука как решающая сила развития цивилизации.

Наука - человеческая деятельность по производству и освоению новых знаний. Наука - не только система знаний, но и отношения, и соответствующие научные учреждения(институты)До 18века не было специализированных научных институтов. Научные учреждения возникают в условиях массового производства, в которое вовлекается общество. В обобществленном производстве появляется возможность использовать машины и новые технологии, для этого нужны знания, проекты, изобретения. С начала 19века наука превращается в технологическое оснащение производительных сил общества, в ХХ в.- в решающую силу развития производительных сил общества

В истории прошли 3 научно-технических революции.

1 революция. Во второй половине 18века в Англии, вызвана разработкой и внедрением первой машины, использующей паровую тягу.

Вторая - в конце 19в., создан двигатель внутреннего сгорания, ставший основным сокращением расстояния.

Третья НТР во второй половине 20 века, характеризуется:

1.замена ручного труда машиной

2.предмет труда создается искусственно на основе науки

3.отход от механической технологии и переход на технологии, основывающиеся на физической, химической, биологической и информационной формах движения материи

4.появление автоматических и кибернетических систем управления.

Наука является непосредственной производительной силой, но не для всех областей науки. Сложности процесса научного познания порождают противоположные позиции - сциентизм и антисциентизм. Сторонники сциентизма утверждают, что наука превыше всего и ее нужно внедрить во все формы и виды человеческой деятельности.

Сторонники антисциентизма подвергают резкой критике науку и технику, которые не в состоянии познать природу человеческого бытия, обеспечить социальный прогресс. Обе позиции в отношении науки содержат ряд положительных моментов. Наука должна быть неразрывно связана с нравственностью, религией, философией.

16.Общество как развивающаяся система. Проблема революции и социального прогресса - Шпаргалка

Методологическим основанием исследования проблем развития общества является диалектика – наука о развитии. Причиной развития общества является противоречия. По Марксу – противоречия между производительными силами и производственными отношениями, характеризует способ производства материальных благ, вследствие чего порождаются потребности с принудительной силой для своего удовлетворения. Причиной развития общества является противоречие в способе производства, которое перерастает в социальную сферу, т. е. в сферу отношений между основными группами – классами.

В современном мире наблюдается информационная электронно-компьютерная революция вызывающая глубокие изменения в обществе. Информация революция может обусловить социальную революцию. К перестройки общественной системы могут привести противоречия между нациями и религиями. Конфликты между социальными группами – конфликты между их интересами.

Диалектика Гегеля отрицает социальную революцию истории – борьбу противоречий. В противоречии есть два момента: борьба противоположности и их единства. Революция – крайняя мера исторического развития.

Проблема направленности развития – проблемы прогресса. Для западно-европейской культуры является идея однонаправленного развития общества, выделяется линия к определенной высшей цели. В человеком обществе осуществляется осознание абсолютным духом самого себя(по Гегилю).

Марксизм отбрасывает мировой разум, человек единственное разумное существо. Он осознает объективные законы развития общества и высшей целью развития – не реализация абсолютной идеи, а коммунистическое общество.

Со второй половины 19 века в развитие человеческого общества появляется ряд отдельных культур или цивилизаций, каждое из которых может быть употреблена живому организму и общее в их развитии – общие стадии развития: созревание, зрелость и отмирание.

В 20 столетии идет борьба 2-х концепций: однонаправленного и много линейного развития.

Критерий прогресса состоит из 3-х направлений:1-максимальная гармония основных сущностных сил человека;2-гармония между внутренней жизнью человека как самоценность и поведение человека как средство. Гармония между личностью и обществом;3-гармония отношения общества и природы.

При определении личности отмечают не только способности: знания, умения, не только желание социальной активности, но и направленность, т. е. какими жизненными средствами, какими ценностями руководствуется личность.

10.Охарактеризуйте типы мировоззрения и объяснить их роль в жизни человека и общества. Шпора.

Мировоззрение - система взглядов, установок, оценок, определенное ведение, понимание жизни в целом, место в нем человека, жизненные позиции, ценностная ориентация людей. Каждый человек должен ставить перед собой вопросы: в чем смысл жизни, что такое мир, как движется род человеческий? Всю совокупность человеческих знаний, необходимых для управления обществом и человеком представляет в виде пирамиды. У основания - технологический уровень, позволяет управлять деятельностью отвечая на вопрос, как? необходимо знать, что представляет собой предмет. Это уровень эмпирического описания явлений действительности. Технические рекомендации и эмпирические описания не всегда могут использоваться. Вопрос почему - на теоретическом уровне, на мировозренчиском уровне - во имя чего используются глубокие знания и мощные средства? в чем смысл нашей деятельности? Мировоззрение выражает жизненную позицию того, кто является его носителем. Мировоззрение говорит об общественном направлении человеческой деятельности. Жизненные позиции проявляются в делах и обосновываются общим взглядом на мир, на место человека в этом мире. Три типа мировоззрения: мифология, религия, философия. Мифология - отражает неразвитость практики, неразрывность человека с социальным и природным миром, с бесконечным космосом. Черты мифологии - восприятие всей окружающей среды как живой; перенос на явление природы человеческих свойств; образность.

Религиозное мировоззрение - удвоение мира на материальное и божественное, единый духовный мир. Это происходит в процессе освобождения человека от этих природных и социальных сил и возникает в жизни людей ощущая внутренний духовный мир и целостность внешнего бытия. Религиозное мировоззрение узнают интуицией, верой.

Философское мировоззрение - возникает в условиях становления науки.

Философия возникла с развитием научных знаний.

14.Шпора. Общество как система. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

Система-содержание(т. е. внутренний состав) и внутренняя форма предмета необходимые и достаточные для достижения определенной цели(обеспечения нового качества).Элементы содержания системы называются его частями. Система включает

-людей;

-вещи (включая средства, предметы и продукты преобразования, имеющие вещественно - энергетическую природу: станки, руда, нефть, машины, пища);

-информацию (включая любые программы человеческой деятельности: политические манифесты, художественную литературу, проекты технического оборудования, научные исследования);

-отношения между людьми (включая политико-правовые организации, морально нравственные нормы поведения).

Четыре элемента образуют сферы общественной системы: материальную, духовную, сферу формирования человека, организационно - управленческую сферу. Жизнедеятельность общества проявляется в аспектах:

-производство элементов

-их потребление

-общение между людьми в процессе производства и потребления (включая обмен, распределение, коммуникацию, достижение взаимопонимания);

-социальные институты и учреждения, необходимые для устойчивой коллективной деятельности;

-формы общественного сознания;

-социальные группы.

Материальная сфера-сфера производства и потребления вещей. Материальное производство и потребление совершается человеком не наедине с предметом труда и продуктом потребления, но во взаимодействии с другими людьми, группами людей, общества в целом. В духовной сфере, вход-информация, выход - развернутые научные, художественные и религиозные идеи. Материальная сфера :вход-материал и энергия, выход - полезные вещи которые рождают новые потребности. Сфера формирования человека, на вход производства человека - новорожденный, на выходе - получаем развитую личность, индивидуальность, человек с внутренним духовным миром. Организационно - управленческая сфера появляется когда у людей разные интересы которые надо согласовывать. Вход - разные социальные интересы, выход - оптимальные отношения. Здесь 4 уровня отношений: политический, правовой, моральный и нравственный. Политический - когда субъект вынужден управлять друг другом в условиях разной направленности интересов. Правовые - возникают, когда политические отношения требуются регулировать на основе законных прав субъектов. Морально-нравственные отношения - третий и четвертый уровни. Политика и право поддерживаются извне, допускают отношения к человеку как к объекту. Регулятор морали и нравственности - внутри личности, голос совести.

Все сферы неразрывно связанны друг с другом. Но эта связь может нарушаться, часто сферы либо противопоставляются друг другу, либо отождествляются.

3.Основные направления в современной западной философии. Шпаргалка

Стиль философии обусловлен типом культуры.

Три философских традиций:

-сциентрический (научно ориентированный)

-антисциентрический (иррационалистический)

-религиозно-философский

к первой традиции –направление позитивизма во всех его направлениях, классический прогматизм, философский структурализм. Ко второй - метафизические системы, основывающиеся на воле, философского психоанализа, на феномены создания. К третей - философское религиозное течение (христианский эволюцианизм и другие)среди сциентрических направлений занял позитивизм. Огюст Конт утверждал, что позитивное знание дают специальные науки или их синтез, но не философия. Вторая форма позитивизма – эмпириокритеизм - нейтральная позитивная форма в отношении материи и идеализма.

Неопозитивизм-доказательство невозможности «метафизики», то есть философии как законной и рациональной области знания.

С начала 20-х годов появляется постпозитивизм - как стремление преодолеть целый ряд пороков логического позитивизма. Позже «метафизику» объявили языковым заболеванием, возникающим в следствии нарушения правил обыденного языка. Современные философские направления религиозных ориентаций на западе возникли в русле христианского религиозно-теологического комплекса или в связи с ним.

Неотомизм - официально философско-теологическая доктрина католической церкви, главное оружие Ватикана.

Исторический фундаментальный класс неотомизма составляет философия Аристотеля.

Антсцентрические идеи наиболее сильно проявляются в философской жизни, крупные представители в Германии - Ф. Ницше, во Франции - А. Бергсон.

1.Культура как мера и цивилизация- Шпора.

-культура - как искусственно созданное, противостоящие естественному природному. Создание - материальное и духовное

-культура как механизм деятельности, содержание которой различно для любого вида

-культура - как высшее достижение человеческой деятельности

-культура - как воплощение ценностей, то, к чему стремятся люди

Культура - есть разум и процесс (механизм, технология) деятельности; в ней реализуется воплощение ценностной установки, определенный прогресс в овладении внешней природой и совершенствование внутри духовного мира.

Культура - процесс и результат реализации базовых ценностей человека.

Проблемы:

-анализ возможностей достижения взаимопонимания и общения

-описание элементов: язык, ценности, регулятивные нормы (обычаи и традиции)

Культура существует в духовной материальной педагогической, организационно - управленческой сфере, в социальных процессах: производство, потребление, общение, формах общественного сознания, мышления. Она пронизывает общественную жизнь.

Культура - результат реализации сознательной деятельности.

Типология критериев культурных подсистем:

-региональная принадлежность культуры

-регионально-этнические особенности (русские, французы)

-принадлежность к историческому типу общества

-сфера общества и вид деятельности (культура экономической научной, художественной, педагогической сферы

-связь с территорией (сельским, городским)

-по типу аудитории (элитарная, массовая культура)

Главный критерий-система ценностей человека. Субкультура-часть общей культуры (молодых, пожилых людей, профессиональных). Контркультура-субкультура, кот. противостоит доминирующей культуре, находится в конфликте.

 

11.Проблемы формирования общечеловеческих ценностей в современном мире.

Существую ценности личности, социальной группы, общества.

-Ценности не всегда осознаны.

-Человек выступает как биологический индивид, социальная личность.

Не всегда ценности выстраиваются в единую систему, образуя целостные направления.

Система ценностей - ядро и человеческой культуры, и каждой отдельной личности. Ценности разные, ценности человека массовой культуры - удовлетворение потребностей, наслаждение. Ценность верующего человека - слияние с абсолютом, у трудоголика - занятие каким-либо делом. Для творческого человека-сам процесс творчества создания нового. У разного типа личности разные ценности. Есть ценности, которые выражают сущность человека. Глубинной ценностью является свобода, пронизывает все другие ценности. Другая ценность-тенденция не быть одиноким. Равноправное и противоположное свободе ценность-сопричастность(человек тоскует по семье, родине. Он не свободен).

В мире человек находится под воздействием двух прессов. С одной стороны - стремится к свободе, с другой - нужда быть часть мира. Человек в процесс производства и потребления общается, важная ценность признание, любовь, авторитет, воля к власти. В познавательной деятельности - ориентируется на истину. Что бы получить признание другого человека, не достаточно его познать, необходимо понять его ценности, вжиться в чужую культуру, другую душу. Мы живем в двух мирах: в мире, в котором все приходящее, в мире, где все самоценно, целостно, в котором стремимся к вечности и бесконечности. Второй мир существует в эстетическом сознании, где основной ценностью является красота, и религиозной, где основной ценностью является святое. Философское сознание объединяет все ценности, в ней основной ценностью является мудрость. Ключевые ценности: творческое созидание, истина, красота, добро, признание - лежат в основе духовности, они приобщают к вечности, делают человека органической частью культуры, включают в орбиту интересов общества.

15. Шпора - Проблема человека в философии

Без радикального совершенствования человеческих качеств невозможно решение глобальных проблем, стоящих перед человечеством. Все, что сегодня в общественном движении является положительным и то, что вызывает тревогу, в конечном счете обусловлено деятельностью конкретных людей, отдельного человека. Человек является предметом самых различных наук. Его изучают биология, педагогика, генетика, физиология, социология и целый ряд других наук. Философия также имеет в человеке свой предмет. Предмет заключается

В решении основного вопроса мировоззрения человека; место в мире, обществе; отношение к миру, другим людям, к самому себе. В истории философии мы обнаруживаем три основные точки зрения на природу человека, его мировоззрение. Их можно обозначить как натуралистическая, социологическая и идеалистическая. С точки зрения натуралистической концепции человек есть биологическое существо, часть природы. Он обладает определенными биологическими свойствами. Без этого не может человек социализироваться. Но в принципе этого недостаточно. Дело в том, что основная функция всего живо­го есть приспособление к среде. Человек перешел в иную область функционирования, где действует принцип преобразования. Человеческую историю создают те люди, у которых возникают проблемы. В результате этого преобразуется мир. Следовательно, мы не можем оценивать человека по биологически приобретенным навыкам. Поэтому человек — существо не только биологическое, но и социальное. Классическим выражением социологического взгляда на человека является марксизм, Маркс говорил, что ум, сердце и воля как родовые признаки в разные эпохи, в разных конкретно исторических условиях наполняются разным содержанием. Для того, чтобы задать направление исходной биологии, надо перенести индивида в определенные условия. Но эти социальные условия не являются абсолютным условием развития человека. Они вступают во взаимодействие с уже имеющимися установками, принципами, традициями, которые сформировались в предшествующей истории. Идеалистическая концепция исходит из того, что человек — существо сверхприродное, сверхсоциальное. У него есть душа. Душа имеет божественную природу. И в какие социальные