Шпаргалки по предметам

Шпаргалка финансы

Шпора финансы

Экономическая сущность и назначения бюджета.

Б начинает функционировать почти с возникновением гос-ва. Бюджет-осн. фонд ден. ср-в, кот. предназначен для фин обеспечения выполнения гос-вом его функций (эконом развитие, управление, соц защита, оборона). Через бюджет регулируется деятельность всех сфер и отраслей фин системы. С помощью Б гос-во организовывает перераспределене созданного НД между произв-ными и непроиз-ми сферами. По форме гос. Б явл док-том, в кот расписываются доходы и расходы гос-ва как правило на год, утвержденный в законодательном порядке. За счет доходов (налогом, сборов, отчислений) формируется фин база деят-ти гос-ва, а за счет расходов обеспечивается гос управление, економ и соц потребности членов общества. Функции – аккумулирует ср-ва, необходимые для финанс-ия гос мероприятий;перераспределение ВВП; економич рост. Важное задание Б состоит в финанс-ии соц обеспечения и соц защиты населения.

Экономическая сущность и функции налогов.

Налоги-это обязательные платежи юр и физ лиц в бюджет. Н главный финн метод мобилизации гос доходов. Н это обязательные платежи законодательно установленные гос-вом, кот уплачивают юр и физ лица в процессе перераспределения части произведенного ВВП. Функции: 1)фискальная(с помощью фиск функции формир-ся финн рес-сы гос-ва, т. к. Н явл осн источником доходов бюджета разных уровней. Налог поступления д. б. – постоянными(поступление по плану, в определ сроки); - стабильными(гарантия в текущ году доходы будут получены в полном объеме); - равномерными(ревномер аспредел Н необходима для обеспечения достаточ-ми нал-ми всех отраслей бюдж сис-мы всех админ хоз террит-й. 2)распределительно-регулирующая ф. (с помощью Н происходит распреде-е стоим-ти НД между гос-м и его субъектами.

Финансы предприятия как основа финансовой системы.

Основой всей финн сис-мы страны явл финн-сы пр-ий. Они занимают важное положение в этой сис-ме, так как охватывает важнейшую часть всех денеж отношений в стране, а именно фин отношения в этой сфере общественного воспроизводства, где создается общественный продукт, нац багатство и НД – осн источники финн рес-в страны. Поэтому от состояния фин-в пр-я зависит возможность удовлетворения общественных потребностей общества, улучшения финн положения страны. Роль фин. пр-й: 1)распред-е и перераспр-е НД и НБ на общегос уровне;2)обеспечи-ют сферу матер произ-ва необходимыми финн рес-ми для непрерывного процесса расширенного произ-ва;3)с помощью финансов формируются фонды оплаты труда и материал стимулир;4)могут служить важным инструментом гос регулирования экономики.

Характеристика функций финансов

Функции Ф – это проявление их сущности в действии. Эти две функции осущ-ся одновременно, они взаимосвязаны и взаимозависимы, т. к. каждая финн операция обозначает распределение общ продукта и нац дохода и контроль за этим распределением. 1)распределительная(связана с распредел-м стоим-ти произведенного обществ продукта, формирование у суъектов фин отношений доходов и накоплений, а так же создание фондов ден ср-в. Распред и перераспр осущ финн-бюджет-ми и кредитно-банков-ми методами. 2)контрольная ф. опред-ся их свойством служить средством контроля за процессом стоимостного распредедения и перераспределения общест продукта, формир-е использов-е фондов ден ср-в. Эта функция осущ: - финн подразделениями пр-я(налоги, ЗП, обязат-ва); - финн налог органами(полнота и своевременность налог поступ-й; - банк учрежд-ми при кредитовании(гарантии выплаты, анализ финн состояния). Контр. ф. проявляется в контроле за распред-м ВВП по соответ-м фондам и расход-ем по целев назнач.

Сущность налоговой политики и направление ее реформирования.

НП – деят-ть гос-ва в сфере установления, правового регламентирования и организации взымания налогов и налог платежей в централизованные фонды ден ср-в гос-ва. Организация налогообложения имеет значительное влияние на реализацию обществ продукта, технич-го обновления производ-го потенциала гос-ва. НП нужно реформи-ть путем уменьшения налогового давления относительно тех, кто платит налоги. Цель реформи-ия НП - изменениеналог сис-мы для обеспечения стабилизации экономики., прежде всего матер произ-ва, улучш его эффектив-ти, обеспечение доходов гос бюджета и соц-культ-го развития гос-ва. Необходимо уменьшать кол-во налогов, так как наше законодат-во перегруж ими. Требует совершен-ния и механизм налогооблож-я, кот стимулир-л бы произ-во и способствовал внедрению в произ-во новых технологий и оборудования.

Характеристика основных налогов в Украине.

НДС – непрямой налог, кот уплачив-ся в гос. бюд. на каждом этапе произ-ва прод-ии, товаров, выполн работ, то есть НДС это часть вновь созданной стоим-ти, оплачиваемой в гос бюд. Для расчета НДС, необх определить налог базу, а база налогообл определ-ся на осн договора. В соотв с ЗУ «О НДС» сумма этого налога расчит по 2м ставкам: 20 и 0%. Плательщики(юр и физ лица).Объектом(объем по реализации и др. обороты, кот содерж НДС, а также стоим-ть преобрет матер ср-в, рабо, услуг с НДС, кот относятся на себес-ть. НДС подлежащий уплате вычесляется как разница между НО и НК. уплач раз в месс или раз в кварт.

Един нал. Для субъектов малого предпринимательства. Плательщики(физ лица, кот зазаним. Предприним деят-тью без созд-я юр лица и числ сотрудников не превыш 10, а год объем реализ небольше 50 тыс грн. Юр лица, кот среднегод числ не привыш 50 чел и объем реализ 1 млн грн. Ставку для физ лиц устанавл-ют МОВ в размере до 200 грн. в мес. Для юр лиц ставки устанавл в размере 6% если учитывают НДС и 10% если не учит.

Характеристика налоговой системы и основных видов налогов.

НС – это совокуп налогов и собраний, кот устанавл-ся через законодательные процедуры, объедененные в систему налогообложения и находится в подчинении правительства. Построение НС предусматривает: постоянный поиск путей увеличения доходов бюджета; построение должно происходить на базе общественно принятых принцыпов: стимулирование НТП; стимулир предприним-й произ-ной деят-ти, обязательства, равнозначности и пропорциональности, равенства, соц справедливости, стабильности, эконом обоснованности, равномерности уплаты, компетенция, единообразного подхода, доступности. Правовой базой налогообложения является ЗУ «О сис-ме налогообл» 1997 г.

Виды налогов: 1)по форме налогообл: прямые(н, кот устанав-ся относительно платель-в и уплачив за счет доходов, при этом сума налога зависит от объема налогообложения; непрямые(устанавл в ценах товаров и услуг и учит-ся за счет ценовой надбавки, а их размер для отдельного плательщика не зависит от его налогов. 2) по эконом содержанию: налог на доходы и прибыль(обязат сборы уплачив-ся с размера чист дохода юр и физ лиц в момент его получения); на потребление(обязат платежи, взымаемые в процессе потребления); налоги на имущ(обяз сборы, кот уплач в связи с наличием конкрет вида имущ пребывающего в собственности)3) в завис от уровня гос структур: общегос и местные 4)по субъектам налогообл: Н, кот уплач юр. Лица и кот упл физ лица 5)по характеру использ налог платежей: общие и специальные (целевые)

Прибыль предприятия ее роль, формирование и распределение. Шпаргалка.

Прибыль явл итоговым показателем, результатом финн-хоз деят-ти пр-я. П.-это часть выручки, кот остается в распоряж пр-я после покрытия всех затрат связанных с произ-вом, реализацией прод-ии и др. видами деят-ти. Виды П.: 1)П от реализ прод-ии(определ как разница между выручкой от реализ прод-ии и полной себестоим-тью прод-ии.) 2)балансовая прибыль(общая сумма прибыли пр-я от всех видов деят-ти, за отчёт период): - прибыль от обыч деят-ти(П от осн вида деят; П от финн операций; П от др обыч деят); - прибыль от черезвыч событий. 3) чистая П – это часть П, кот остается в распоряжении пр-я после уплаты налогов. Формир П=Фин результат от обыч деят до налогообл-Налог на прибыль+Черезвыч доходы=Чист прибыль. Распред П осущ в 2 этапа:

1)распред баланс П между гос-вом и пр-ем…..2)распред Чистой П в: резерв фонд, фонд по решению пр-я(фонд накопления: - ф. развития произ-ва, ф. соц развития; фонд потребления), фонд выплаты дивидендов. ЧП распред в соотв с Уставом пр-я.

Структура финансового рынка.

ФР явл важной составной частью финн сис-мы. Функционирование ФР обеспечивается через соответ-щие учреж-ия, в состав кот входят банки, биржи, институционные инвесторы. ФР состоит из рынка денег и рынка капиталов. РД-это Р краткосроч депозитно-кредитных операций и финн инструментов, обслуживающих движение капиталов, пренадлежащего банкам, пр-ям, гос-ву. Основой явл кредит сис-ма. КС – совокуп кредит учрежд-ий, кот сущконцентрацию временносвободныхден ср-в и их предоставл в кредит(ядром явл ЦБ).РК – рынок средне и долгосроч капиталов, в составе кот отдельно выдел: р цен бумаг и р банк кредитов. С помощью Р цен бум осущ более быстрое и эффект-е перераспред рес-в между отдел субъектами, областями, регионами. Структуру рынка в институциональном смысле составл:1)финн посредники 2)рын цен бум

Сущность дефицита бюджета и причина его возникновения.

Дефицит-это….. Классификация бюдж Д.: 1)по форме проявления: плановый, фактический, скрытый;2)по причинам возникновения: вынужденый (произ-во на низком уровне, недостат произ-во ВВП); известный(изменение норматив-правов базы); цыклическй; структурный (борьба политич партий); 3)по характеру влияния на экономику: устойчивый; временный(кассовый разрыв);4)по направлениям функционирования Д: активный и пассивный. Осн причины возникнов.:1)уменьшение прироста НД в следствии спада произ-ва и эк кризиса; 2)увеличение гос расходов на финанс-е не экон сферы деят-ти; 3)сокращение доходов в условиях кризиса; 4)длительные спады вэкономике;5)неэффек-ый механизм налогообложения субъектов хозяйствования;6)рост внутр и внеш гос долга.

Понятия и характеристика финансовых ресурсов предприятия.

Фин ресурсы – это ден фонды и часть ден ср-в в нефондовой форме. Состав ФР каждого пр-я, их объем зависит от вида и размера пр-я, рода его деят-ти и объема произ-ва. ФР пр-я – представ собой собственный, заемный и привлеченный ден капитал, используемый пр-ем для формир-я своих активов и осущ-я финн-экон деят-ти в целях получения прибыли. Собственный ф. р. (уставный капитал, резервный, дополнительно привлеченный (сумма привышения стоим-ти акций над их номинал стоим-тью), прочий дополнит капитал (сумма дооценки активов), нераспред приб, целевое финан-е); привлеченные рес-сы(кредитор задолж, сумма получ авансов, сумма выданных векселей); заемные рес-сы(долгосроч и краткосроч банк кредиты, др финн обязательства, связанные с привлечением заем ср-в, на кот начисл %).

Сущность и функции финансового рынка.

ФР-это сфера финн сис-мы, на кот осущ движ-е временносвобод капитала, формир-ся и функцион-т обменно-распредел отношения, связанные с процессами купли продажи финн рес-в и их трансформация в заем и инвестиц-ый капитал.

Функции: 1)аккумуляция ден сбережений и накоплений населения, гос-ва, пр-й; 2)трансформация аккумулир-ых ден ср-в в заем и инвестиц капитал; 3)обслуживание товар оборота с помощью кредита; 4)организовует процесс доведения финн активов до потребителей;5)перераспределяет на взаимовыгодных условиях ден ср-ва с целью их эффект использ-я; 6)ускорение оборота капитала7)формирует рыноч цены на отдельные виды фин активов.

Шпаргалка. Местные бюджеты. Характеристика их расходов.

МБ-это фонды финн ресурсов, кот мобилизируются и расходуются на соответствующей территории. В состав МБ входят……Расходы Б. делятся по признакам: 1)по функциям, с кот связаны расходы; 2)по экономическому характеру:-текущие(на финан-е деят-ти пр-й, учрежд, организаций, кот функционир на нач бюдж года, а также финанс-е мероприятий по соц защите населения в тек году); - расходы развития(на финанс-е инвестиционной и инновационной деят-ти):3)по признаку главного распорядителя; 4)по бюджетным программам. В зависимости от их задач делятся на: обязательные, факультативные, расходы связанные с делигированными полномочиями.

Местные финансы их сущность, назначения в экономическом развитии государства.

МФ как категория возникли в кон 19 в нач 20 в. Понятие МФ явл синонимом термина финансы МОВ, муниципал финансы. МФ – сис-ма формир-я, распредел-я и использ ден и др. финн рес-в, необходимых для обеспечения местными органами власти возлож на низ функций. В Укр. Формами МФ явл: ….МФ играют большую и многоплановую роль в эконом сис-ме каждого гос-ва. МФ влияют: на соц-эеон развитие гос-ва; на финн безопасность гос-ва; финн стабильность; благосостояние населения; развитие демократии в стране. МФ влияют на экономику и соц сферу в гос-ве:финн сис-ма МОВ мобилиз-т значит долю ВВП и через неё осущ распред и перераспред опред доли ВВП; МФ явл фискал инструментом, кот позволяет обеспечивать рес-ми задачи и функции возлож на МОВ; финансы МОВ явл инструментом обеспечения обществ услуг; МФ явл инструментом, обеспечивающим условия эконом роста каждого региона.

Бюджетная система и принципы ее устройства.

В соответс с Бюдж кодексом Укр бюдж сис-ма состоит из гос бюджета Укр и местных бюджетов. БС основывается на след принципах: 1)целостности(единая правовая база, сис-ма регулирования, все субъекты равны перед гос-вом)2)сбалансированности; 3)полноты(строгий учет расходов и доходов на гос уровне)4)самостоятельности(закрепление за бюджетами соответств источником поступлений и правом расходов по избранным направлениям) 5)обоснованности(связан с необходимостью формирования бюджета на реальных показателях эконом развития и утвержденных нормативов норм израсходования) 6)эффективности (миним оббьем бюдж ср-в должен приносить мах результаты) 7)принцип целевого использования бюдж ср-в 8)субсидарности(представляет определ распредел расходов между гос бюджетом и местными бюдж, а также между равнозначными бюджетами) 9)справедливости и непредвзятости 10)публичности и прозрачности (обговариваются и утверждаются) 11) ответственности учасников бюдж процесса.

Понятия и классификация налогов.

Налоги-это обязательные платежи юр и физ лиц в бюджет. Н главный финн метод мобилизации гос доходов. Н это обязательные платежи законодательно установленные гос-вом, кот уплачивают юр и физ лица в процессе перераспределения части произведенного ВВП.

Виды налогов: 1)по форме налогообл: прямые(н, кот устанав-ся относительно платель-в и уплачив за счет доходов, при этом сума налога зависит от объема налогообложения; непрямые(устанавл в ценах товаров и услуг и учит-ся за счет ценовой надбавки, а их размер для отдельного плательщика не зависит от его налогов. 2) по эконом содержанию: налог на доходы и прибыль(обязат сборы уплачив-ся с размера чист дохода юр и физ лиц в момент его получения); на потребление(обязат платежи, взымаемые в процессе потребления); налоги на имущ(обяз сборы, кот уплач в связи с наличием конкрет вида имущ пребывающего в собственности)3) в завис от уровня гос структур: общегос и местные 4)по субъектам налогообл: Н, кот уплач юр. Лица и кот упл физ лица 5)по характеру использ налог платежей: общие и специальные (целевые)

Местные бюджеты и характеристика их доходов.

МБ-это фонды финн ресурсов, кот мобилизируются и расходуются на соответствующей территории. В состав МБ входят……Доходы МБ разделяются: налоговые поступления, неналоговые, доход от операций с капиталом, целевые фонды, трансферты. Доходы МБ обеспечивают принцип самостоятельности МБ:собственные; закрепленные; регулируемые.

Понятие финансового рынка. Субъекты финансового рынка их классификация и функции.

ФР-это сфера финн сис-мы, на кот осущ движ-е временносвобод капитала, формир-ся и функцион-т обменно-распредел отношения, связанные с процессами купли продажи финн рес-в и их трансформация в заем и инвестиц-ый капитал. Функционирование ФР обеспечивается через соответ-щие учреж-ия, в состав кот входят банки, биржи, институционные инвесторы. С эконом точки зрения осн субъектами явл: физ лица, дом хоз-ва населения; юр лица различных форм собственности; гос и местн органы власти; финн посредники. С юр точки зрения:органы гос регулирования(законодат, судеб, исполнит власть гос-ва) и индивидуальные учасники (физ лица, кот имеют опред права и обязательства на финн ынке в соответс с действующ законодат), институциональные участники(пр-я, организации, товарищества, компании, фонды). В зависим от функций, кот выполн субъекты ФР: 1) осн учасники ФР (продавци и покупатели финн активов) 2)проф учасники 3)инфраструктурные субъекты(финн посредники, финн институты)

Шпаргалка. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями.

Финансы и деньги.Финансы означают ден отношения между субъектами, т. е. материа-й основй сущ-я и функционирования финансов выступают деньги, таким образом Ф. имеют ден измерение, однако определенная сумма денег не является финансами. Ф. это процесс формир-я доходов и расходов гос-ва. Деньги – это товар выполняющий роль всеобщего эквивалента. Таким образом деньги явл технич способом выражения величины дохода физ и юр лиц. Финансы и кредит. Ф. и К. как эк категории тесно взаимосвязаны. Кредит это эконом отношения, возникающие между кред-ром и заем-ком по поводу стоим-ти передаваемой во временное пользование. Роль К в процессе воспроизв-ва достаточно велика (это способ покрытия временного разрыва между доходами и расходами). И Ф. и К. представляют собой движение ден ср-в. К – предоставление ср-в на условиях платности, срочности, возвратности и матер обеспечения. Ф. – это безвозвратное, безвозмездное целевое финансирование. При функционировании Ф и К создаются и используются фонды фин рес-в. Таким образом Ф создают условия для функционирования К.

Понятия и направления реализации финансовой политики.

Финн полит-это комплецс действий и мероприятий, кот осущ гос-во в границах предоставленных ему функция и полномочий в сфере финн деятельности субъектов хозяйствования с целью решения опред задач и целей. Главными задачами финн полит яв-ся обеспечение фин стабильности в гос-ве, достижение непрерывного увеличения темпов экон роста. Направления реализации ФП: 1.усовершенствование бюдж процесса, внедрение его четкой регламентации на стадиях разработки проэкта бюджета

2опред-ие и исполь-ие научно-обоснов величины перераспр финн ресурсов через бюдж систему

3 усовершенст-ие межбюджетных отнош, обеспечение их стабильности и усиление заинтересов-ти местных органов исполнит власти и органов мест самоуправ.

4достижен стабильности налоговой системы

5 создание единой системы управления и обслуживания внешним долгом

6 развитие и совершен-ие инвестицион деят-ти гос-ва

Состав и характеристика доходов бюджета.

Гос бюджет - это финн отношения гос-ва с субъетами хозяйст-ния и физ лицами, связанные с формированием и использованием централиз фондов ден ср-в.

Доходы бюджета-это доля ценрализ ресурсов, кот исп-ся с целью выполнения ф-ций гос-вом. доходы подразд на:

1.налоговые поступления - это общегос и местные налоги и сборы, кот предусмотрены налоговыми законами. Они делятся на:-налог на доход физ и юр лиц-сборы за спец использование природ ресурсами-налоги на товары и услуги-налоги на междун торговлю-налоги на собст-ть-прочие виды налогов.

2 неналог поступ-5 групп:-поступления от штрафов-доходы от собст-ти и предпр деят-ти - админ сборы и платежи- собственные поступления в бюджеты учрежд-прочие неналог поступ

3 офиц трансферты-это ср-ва ,полученные от органов гос власти, органов местного самоуправ. Делятся на дотации, субсидии, субвенции

4 доходы от операций с капиталом. относят:-поступления от продажи земли и немат активов - поступления от продажи осн капитала, от реализации гос запасов, товаров, мат ценностей гос ресурсов.

Состав и характеристика расходов бюджета.

Гос бюджет - это финн отношения гос-ва с субъетами хозяйст-ния и физ лицами, связанные с формированием и использованием централиз фондов ден ср-в.

Гос расходы-это ср-ва, кот направлены на осущ-ие программ,. В расходной части бюджета предусм 2 фонда-общий и специальный. Функциональную структуру расходов обосновывают в соот-вии с осн ф-циями гос-ва: образо, гос управление, нац оборона, междун деят-ть, культура и искусство, охрана здоровья, строит, с-х, пром-ть, услуги связанные с экон деят-тью гос-ва, охрана окруж среды и др. распределение расходов по экон хара-ке делится на 2 напрвл:1 капитальные(расходы развития)-это расходы бюджета, кот связаны с финансир инвестиций и инновационной деят-ти гос-ва.2 текущие-это расходы бюджета на финанс пред, учр, связанный с финанс соц защиты населения. Текущ затраты делятся на :1-гос потребление(делится на военное и гражданское)2гос субсидии(бесплатный перевод ден ср-в частному сектору, кот направлены на покрытие убытков)3-выплаты насел(з/п, пенсии, пособия)4-переводы гос ресурсов(связаны с переводом гос капитала, платежами по внешним займам.)