Шпаргалки по предметам

Шпоры по история экономических учений


История экономических учений - шпора

7. Австрийская школа предельной полезности - шпаргалки

Австрийская школа предельной полезности является одной из школ маржинализма. Эта школа выступала против исторических и социологических подходов в экономической теории. Математическим методам анализа австрийцы предпочитали логические рассуждения в4 словесной форме. Они делали акцент на экон. либерализм и отвергали любое государственное начало в экономике. Центральное место в экономическом учении этой школы занимает теория предельной полезное™ и анализ поведения людей на рынке потребительских благ.

Основателями австрийской школы предельной полезности являются профессора Венского университета Карл Менгер (1840-1921), Ойген Бем-Ваверк (1851-1914), Фридрих фон Визер (1851-1926). Они выдвинули субъективно-психологическую концепцию стоимости и цены товара.

Австрийские экономисты считали, что каждый человек субъективно определяет ценность благ, исходя из степени желательности для него потребляемых вещей. Причем субъективная ценноегь любого блага, а также его рыночная цена зависит от важности удовлетворения потребностей и степени их насыщения. Также она определяется количеством предметов потребления. Люди не считают ценными для себя вещи, имеющиеся в безграничном количестве (воздух, вода), и приписывают ценность только редким благам. В процессе потребления происходит закономерное з*тЗывание полезности. С каждой дополнительной единицей данного вида благ степень удовлетворения от их потребления уменьшается и достигает предельной величины («точки насыщения»).

Представители австрийской школы считали, что анализ
экономических процессов следует начинать с изучения потребностей людей,
с поиска критерия полезности благ. В отличие от классиков они считали, что
ценность благ зависит не от затрат на их пр-во, А Прежде ясего от
полезности товаров и з'слуг. Полезности товаров лежат в основе

Потребительского выбора. С полезностью связано понимание мотивов поведения людей. Поэтому мотивы поведения людей находятся в центре внимания австрийской школы.

Карл Менгер - основоположник австрийской школы маржинализма. Основные работы: «Исследования о методе общественньгх наук и политэкономии в особенности", «Основания политэкономии». Менгер считает первичной не сферу производства, а сферу обращения, т. е. потребление, спрос. Главный элемент в методологическом анализе Менгера микроэкон. анализ или индивидуализм. Менгер выдвинул положение о том, что все экон. блага делятся на порядки: «блага первого порядка» и «блага отдаленных порядков».

Фридрих фон Визер. Основное произведение - «Теория общественного хозяйства». Заслуга Визера заключается в том, что он ввел в эк-кую науку термин «предельная полезность» и понятие «альтернативные издержки».

Ойген Бем-Баверк. Основная работа - «Основы теории ценности хозяйственных благ». Бем-Баверк является автором «теории ожидания», в которой содержится положение о происхождении процента на капитал как о процессе ожидания. Нейтральная идея - возникновение прибыли (процента) на капитал. Бем-Баверк обосновал «закон величины ценности вещи», согласно которому, основой ценности служит не наибольшая или средняя, а наименьшая польза. Чем больше в наличии однородных материальных благ, тем меньше «при прочих равных условиях» ценность отдельной их единицы, и наоборот.

8. Сущность и основные направления ннституционализма - шпоры.

Предпосылки возникновения ииституиионализма. Особенности предмета и метода изучения. Программы социально-экономических реформ и создание будущего общественного устройства. Антимонопольная
направленность институций Социа. пьно-психологическое (технократическое) направление инстит. уциона. яизма. Сопиапъно-правовой (юридический) институционализм Дж. Комжонса. Конъюктурно-статистическое (эмпирико-прогностическое) направление

И нституи ионализма.

Институционализм (от лат. Institutio - наставление, указание, образ действия) - направление экономической мысли, возникшее в США и других странах в конце 19 - начале 20 века. Институционализм получил значительное распространение в 20-30-е годы 20 века.

Основоположником институционализма является Т. Веблен («Теория праздного класса», 1899г.).

Предпосылками возникновения институционализма явились:

•  переход от господства частной капиталистической собственности и свободной конкуренции к монополизации и обобществлению хозяйства;

Установление господства монополий в основных отраслях промышленности.

Институционализм - это альтернатива неоклассическому направлению Экономической теории. Бели неоклассики придерживаются идеи совершенства рыночного механизма и саморегулируемости экономики, то институционалисты движущей силой экономики наряду с материальными факторами считают также духовные, моральные, правовые и другие факторы, рассматриваемые в историческом контексте. Т. е. институционализм в качестве предмета своего исследования выдвигает как экон. , так и неэкон. проблемы социально-экономического развития.

Понятие «институционализм» включает два аспекта:

•  это обычаи, традиции, нормы поведения, принятые в обществе, -«институции».

•  это закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений, т. е. «институтов». Институты - это формы и границы деятельности людей. Институты - это семья, государство, частная собственность, религия, политические организации, налоговое и финансовое законодательство и другое.

Три основных черты методологии институционализма:

•  неудовлетворенность высоким уровнем абстракции, присущим нсоклассикам;

•  стремление к интеграции экономической теории с другими общественными пауками;

•  применение детальных количественных исследований.

Труды институцноналистов объединяет антимонопольная

Направленность, идея учета влияния на экон. рост всей совокупности общественных отношений и необходимости государственного вмешательства в экономику, идея создания системы социального контроля общества над экономикой. Институционализм отрицает способность рынка преодолевать противоречия и регулировать развитие экономики.

ГЗ развитии институционализма выделяют три основных направления:

•  Социально-психологическое. Его представитель Т. Веблен связывал основу экономики с действием психологического фактора.

•  Социально-правовое. Лидер этого направления Джон Р. Коммонс полагал, что основой экономического развития являются юридические отношения. Основной упор он делал на правовые категории, юридические учреждения.

•  Конъюнктурно-статистическое или институционально-статистическое. Представитель этого направления У. К. Митчелл считал, что человеческие инстинкты могут служить категориями экономического анализа. Митчелл сформулировал методы прогнозирования количественных изменений в экономике, методы борьбы с экономическими кризисами. Митчелл создал свою теорию регулируемого капитализма.

9. Сущность и основные школы неолиберализма. Шпора.

Особенности неолиберализма в Германии, Англии и Франции. Ордолиберальпая (Фрайбругская) школа неолиберализма и её доктрина о «социальном рыночном хозяйстве» Чикагская (монетарная) школа иеол. ибералияма (М. Фридмен). Лондонская школа неалиберализма. Ф. Хайек и его философия экономической свободы

Неолиберализм - это альтернатива кейнсианским моделям государственного вмешательства в экономику.

Неолиберализм возник почти одновременно с кейнсианством в 30-е годы 20 века как самостоятельная система взглядов на проблему государственного регулирования экономики. В целом неолиберальные идеи стали преобладать над кейнсианскими примерно с 70-х годов, когда обострились инфляция, безработица, дефицит государственного бюджета.

В основе неолиберализма - принцип саморе1улирования экономики. Неолиберализм выступает за пассивное государственное вмешательство в экономику, за свободу конкуренции, за либерализацию экономики, использование принципов свободного ценообразования, ведущую роль в экономике частной собственности и негосударственных хозяйственных структур. Государству отводятся функции «ночного сторожа» либо «спортивного судьи».

Либеральные концепции берут свое начало от работ Смита и Рикардо. Ведущую роль играет индивидуальная деят-ть, обусловленная личным интересом.

Современные представители либерализма следуют двум основным положениям:

1)  рынок (как наиболее эффективная форма хозяйствования) создает наилучшие условия для экономического роста;

2)  приоритетное значение свободы участников экономической деятельн ости.

Неолиберализм уделяет первоочередное внимание поведению отдельного человека, экономике фирмы, решениям, принимаемым на микроуровне.

В США и некоторых других странах современная неолиберальная политика опирается на ряд экономических подходов, получивших наибольшее признание. Среди них:

•  монетаризм, который предполагает, что капиталистическая экономика имеет внутренние регуляторы и регулирование должно опираться в основном на денежно-кредитные инструменты;

•  экономическая теория предложения, придающая важное значение экономическим стимулам;

•  теория рациональных ожиданий, считающая, что наличие информации позволяет предвидеть последствия экономических решений.

Неолиберализм объединяет несколько школ Германии, США, Англии, Франции. К неолиберализму относят Фрайбугскую школу (В. Оикен, Л. Эрхард), Чикагскую (монетарную) школу (М. Фридмен, А. Шварц), Лондонскую школу (Ф. Хайек, Л. Роббинс).

Западногерманский неолиберализм (Фрайбургская школа) часто называют «ордолиберализмом». Неолибералисты ФРГ создали модель «социального рыночного хозяйства». Им принадлежит идея сочетания принципа «свободы рынка» и справедливого распределения по принципу «социального выравнивания».

В рамках Чикагской школы были разработаны идеи монетаризма, лидером которого является М. Фридмен. Фрпдмсн предпринял попытку

Возродить значение денег, денежной массы и денежного обращения в экономических процессах. Монетаризм - это наука о деньгах и их роли в процессе воспроизводства.

Представитель Лондонской школы неолиберализма Ф. Хайек основывался на приоритете свободы человека и отсутствия ограничений со стороны государства. Экон. идеи Хайека связывают с концепцией философии экономической свободы.