Шпаргалки по предметам

Шпоры по макроэкономике

Макроэкономика шпоры бесплатно   

Ма 25.Шпора. Фискальная политика и государственный бюджет.

Гос бюджет - это баланс денежных доходов к расходов государства. Другими словами, это основной финансовый план доходов и расходов государства на определенный срок, утвержденный в законодательном порядке.

Построение бюджета основано на соблюдении определенных принципов, которые были выработаны разными странами в начале 20 века:

1) принцип единства - сосредоточение - в бюджете всех доходов и расходов государства, существование единообразия финансовых документов к бюджетной классификации;

2) принцип полноты - учет всех затрат и всех поступлений по каждой статье бюджета;

3) принцип реальности - правдивое отражение доходов и расходов государства,

4) принцип гласности - обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов

Структура расходов я доходов госбюджета в развитых странах представлено в таблице

Основные статьи бюджета.

Расходы

{__ Доходы

1Социально-культурные программы

1 Налоги

2 Расходы на национальную оборону

2 Неналоговые поступления

3 Выплату процентов по гос. долгу

А) доходы от гос. собственности.

4 Расходы на хоз. нужды.

Б) доходы от гос. пр-й

5.Затраты на фундаментальную науку

В) доходы от гос. Торговли (в т. ч. внешней)

Б Затраты на охрану природы.

3. Займы в форме гос. облигаций

7. Затраты на поддержку с/х

4. Эмиссия бумажных денег

Если расходы равны доходам, то бюджет называется сбалансированным.

Величина, на которую расходы гос. бюджета превышают его доходы, называется дефицитом

Величина, На которую доходы государственного бюджета превышают его расходы, называется профицитом

Циклический дефицит (излишек) - дефицит (излишек) гос. бюджета, вызванный автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением; государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности

Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами (доходами) и доходами (расходами) бюджета в условиях полной занятости Циклический дефицит часто оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом

Ма 26. Бюдж дефицит и гос долг.

Дефицит – велич, на кот р ГБ превыш его д.

Способы фин-я ГБ: крид-ден эмиссия(монетизация); выпуск займов; увелич Н поступл-й в ГБ.

Монетизация дефицита. В случ монетизации деф возник сеньораж - дох гос-ва от печат-я денег. С возник на фоне превышения темпа роста ден масчсы на темпом роста реал ВНП, что прив к повыш сред ур-ня цен. МД ГБ может осущ-ся ткж в виде расшир-я кредитов центр банка П-ям по льготным ставкам % или в форме отсроч платежей.

Если деф ГБ фин-ся с пом выпуска гос займов, то увелич-ся сред рын ставка %. и увелич-ся уд вес гос-ва на рынке ссуд кап-в. В итоге возник "эффект вытеснения". С рынка ЦБ вытесн-ся иные прод-ы кот не могут дать пок-лям цен бумаг более ндежные инв-и.

ГД –общая сумма накопл-х за все годы бюдж дефицитов.

Внутр ГД – задолж-ть прав-ва насел-ю и юр лицам своей страны.

Внеш ГД – задолж-ть гражданам и орг-ям иност гос-в.

Погашение ГД и % по нему произв-ся либо путем рефин-я – выпуска новых займов для того, чтобы рассч-ся по облигациям страых займов, либо путем конверсии и консолидации

Ма 28. Денежно-кредитная политика.Шпора.

Одним из способов воздействия государства на экономику является денежно-кредитная политика государства – совокупность государственных мероприятий в области денежно-кредитной системы. Осуществляется эта политика Центральным банком страны (НБУ), ее основная функция - создание таких условий, при которых денежно-кредитная система была бы устойчивой и функционировала в интересах экономического роста, высокого уровня занятости, стабильного уровня цен и баланса внешнеэкономической деятельности.

Основными инструментами кредитно-денежной политики являются:

• операции на открытом рынке;

• изменение учетной ставки Центрального банка; » изменение нормы обязательных резервов.

Операции на открытом рынке включают покупку и продажу Центральным банком страны правительственных ценных бумаг или валюты, Эта форма регулирования экономики является наиболее эффективной, т. к. без особых усилий может способствовать расширению или сокращению активных операций банков (предоставлению кредитов).

Например, в условиях спада в экономике правительство заинтересовано в увеличении деловой активности предприятий. Для этого оно осуществляет скупку государственных облигаций, ранее выпущенных в обращение, досрочно погашая свои обязательства по выплате дохода. В результате этого предприятия и частные лица получают на руки наличные деньги, которые могут пустить в хозяйственный оборот, а значит, будут созданы предпосылки для увеличения объема производства. Наоборот, в условиях инфляционного «перегрева» экономики на вершине экономического цикла Центральный банк увеличивает продажу государственных ценных бумаг. Высокий доход по этим облигациям привлекает средства инвесторов, банков, других финансовых учреждений. Масса наличных денег, работающих в экономике, сокращается, деловая активность затухает.

Операции на открытом рынке наиболее широко практикуются Центральным банком тех стран, где существует емкий рынок государственных облигаций (США, Великобритания, Канада).

Изменение учетной ставки ссудного процента - это изменение ставки процента, по которой центральный банк страны предоставляет ссуды коммерческим банкам. Эта ставка называется ставкой рефинансирования, или ставкой центрального кредита. Эта мера направлена на изменение объема ссуд частных банков и Центрального банка. Ее смысл состоит в том, что меняя уровень ставки процента по кредитам, выдаваемым частным банкам. Центральный банк тем самым влияет на возможность этих банков выдавать кредиты.

Как правило, государство повышает процентную ставку в период бурного экономического роста, чтобы ослабить «перегрев» экономики. Удорожание кредита и ограничение притока денег в кредитную систему называется политикой «дорогих денег». В период спада деловой активности государство проводит снижение ставки процента по кредитам. Удешевление кредита и расширение ресурсов кредитной системы используется как стимул к росту производства (политика «дешевых денег»).

Изменение нормы обязательных резервов - это метод прямого воздействия на величину банковских резервов, которые в обязательном порядке банки и сберегательные учреждения должны держать в виде вкладов в Центральном банке страны. Объем обязательных резервов устанавливается в процентном отношении к видам вкладов. Чем более краткосрочным и ликвидным является вклад, тем больше норма обязательного резерва. Нормы обязательных резервов относительно стабильны и пересматриваются один или два раза в год.

Уменьшая нормы резервов, Центральный банк стимулирует высвобождение средств для расширения кредитов и через банковский мультипликатор приводит к увеличению денежного предложения. Наоборот, если Центральный банк заинтересован в сокращении предложения денег, он будет увеличивать обязательные нормы резервов.

Денежно-кредитная политика в нашей стране в целом носит антиинфляционный характер, а ее главным инструментом является снижение эмиссии денег.

Становление денежно-кредитной политики государства, стимулирующей экономический рост, предполагает решение двух задач. Во-первых, обеспечить выживание и развитие производственной сферы и всех ее частей, которые оказались лишенными денежных средств. Во-вторых, вести к восстановлению необходимой для эффективного функционирования экономики интеграции между производственной сферой и сферой обращения капитала, между реальным и спекулятивным секторами экономики.

Шпора 29. Экономическое Неравенство и политика социальной защиты населения.

Лна ж природы доходов подводя] к вопрос) о том, какие факторы

3JWK>T на доходы населения

Дифференциация чзрлботков объясняется прежде всего соотношением сттоеса и предложения на ковьретную профессию На практике сгавгч зарабопюй платы являются абсолютно различными в сига разных причин.

1. Рабочие различаются по способностям, а также по уровням подготовки и образования, поэтому попадают в не конкурирующие друг с другом профессиональные группы

7 Вчаы работ различаются своей привлекательностью ц степенью

Риска

3 Рынки труда обычно хараю, ериз>ютгя несовершенной конкуренцией

Значительно неравенство доходов между ладами, владеющими собственностью, а следовательно, подучающими oi нее доход, и чадами, не вгадеющими собственностью.

Есть и другие факторы, которые влияют на неравенство доходов Удача, случай, тачные контакты - все это помогает разбогатеть С - другой стороны, мчожество причин {длительная болезнь, несчас~>йьтй случай «.мерть корми 1ьца, дич-"рда*инация по национальному признаку) vory г привести к бедтосц.*

Проз тема неравенства в распределили доходов cj щей в) ет во многих

Стоанач

Количественное измерение степени неравенства в распределении доходов между раз точными группами насечения производится с ломощью кг^вой Лоренса и гоэффициеига Джини

Кривая Лоренна, названная аоименр американского чконочипа ^ ста истика Макса Лоренца, офажает неравномерность распределения соьск\'пного дохода общества ме«д' розчичными гр>ппэмь на^спения______

Рисунок 12.4. Кривая дореш*а.

Da рйс>нке по горизонтали отчо*ены процентные гр>гпы населения а 1 о вертикали - проценты довода, пол>"аемые *гимч группами если бы в j. Дх. аридь. лени11 >^хода существовало лпсолютчое равенство, то 20% нзсрпснкя то }Чо*к бы 20°/j BLe~-o совокупного дохода общества 40% ^асеяешш - соответственно 40% дохода, 60% населения - 60% дохода и т д Лиьия абсолютного равенства представлена биссектрисой прямого >па, так *а\ ~.к>Сыг тсмкн расположенные на ней, одинаково \далгны от обеих осей

Координат

В реальности фактическое распределение дочода показали линией OABCDE Точка А на кривой показывает долю доходов самых бедных (20%) семей, точка В показывает долю доходов 4-0% семей нарастающим что:ом.

Точка С долю доходов 60% семей и т. д. Чем больше отклоняется эта линия от биссектрисы, тем ботьше неравенство в распределении доходов.

Коэффициент Джини (или индекс концентрации доходов), названный по имени итальянского экономиста и статистика Коррадо Джини, определяется отношением заштрихованной площади фигуры на графике кривой Лоренца, образованной линией абсолютного равенства и линией реального распределения дохода (OABCDE), к площади треугольника OEF. Коэффициеш Джини меже г меняться в пределах от 0 до 1. Очевидно, что чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы, тем больше площадь заштрихованной фигуры и тем больше коэффициент Джинн.

Неравенство в распределении доходов сущее ;руег и в странах с рыночной экономикой, и в нашей стране. Сильная дифференциация доводов ведет к } пгуолеяню проблемы социальной напряженности и к снижению трудовых стимулов. Одна из приоритетных задач государства - перераспределение национального дохода страны с целью уменьшения этьх различий, обеспечение белее благоприятных ^словчи материальной жизни дг/я Воек членов общества Для достижения >казанной цели правительства используют политик) налогообложения, программы социальной помощи малообеспеченным стоям населения, поощряют развитие частного предпринимательства

В развитых странах сущее* в\ ют ирограммм пс. хдержзчия уровня доходов. Надо разлкчгп даа вида таких программ

Страхования частично ыэзмсщзгст аогсрк заработков, связанные с уходом на пенсию и временной безработицей. Дачные программы финансируются з? счет налогов на зарплату, резервируемых для эшх печей.

.' Профаммы г-jcydcpLtneprthoL помоыи предоставляют пособия тем, ь го не мелеет заработать сам, буд>чк нетрудоспособным или имея на иждивении детей. Эти программы финансируются из общих налоговых иоступленлЁ и считаются госу даре i венными благотворительными програмуамн. О. дельные тепа и семьи должны предоставлять свидетельства свсих низки* лоходоб, чтобы получить право "я помощь

В связи с существованием блат отворите, чьных программ зозчркла проблема соотношения между равенством доходов и эффективностью. Активное вмешательство государства в перераспредительные процессы. выргвяивапие доходов ведет к снижению деловой активности ь обществе и сокращению эффективности производства в целом.

Сокращение рочи государства в регулировании доходов населения приводит к оосту дифференциации доходов, обострению - социальных конфликтов.