Макроэкономика шпоры бесплатно

Шпаргалки по предметам

Макроэкономика шпоры бесплатно

Шпоры по макроэкономике

10. Государственное регулирование рынка труда.Шпора.

Государственное регулирование рынка труда - это комплекс экономических, административных, законодательных и организационных мероприятий по защите работников от финансовых потерь, вызванных безработицей. Выделяют две основные формы регулирования рынка труда: прямое и косвенное.

Прямое регулирование рынка рабочей силы включает:

• программы по стимулированию рынка занятости и увеличению численности рабочих мест в государственном секторе;

• программы подготовки и переподготовки рабочей силы;

• программы содействия найму рабочей силы;

• программы по социальному страхованию безработицы.

Косвенное регулирование рынка рабочей силы осуществляется путем принятия законов и постановлений по проблемам занятости и помощи безработным, проведения налоговой, денежно-кредитной и амортизационной политики правительства.

Основными структурными элементами системы регулирования рынка труда являются биржи труда и частные посреднические фирмы.

Биржа труда - специализированное государственное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. Основные направления ее деятельности:

2) регистрация безработных и вакантных мест,

3) трудоустройство безработных;

4) изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней; 4) тестирование лиц, желающих найти работу;

5} профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка

Безработных;

6) выплата пособий.

Деятельность государственных бирж труда дополняется функционирование большого числа частных посреднических фирм и кадровых служб предприятий и организаций.

Шпора.11. Инфляция

И – это процесс обесцен-я денег, к-рый проявл-ся как стойкое повышение общего ур-ня цен в рез-те переполнения сферы обращения ден массы, не обеспеч-й мат ценностями.

Причины: превышение ден массы; ден эмиссия, не обеспеч-я товарной массой; кредитная эмиссия; кризис вал-финанс сис-мы; чрезмерное инвест-е; возрастание бюдж дефицита и гос долга; опережающий рост ЗП по сравн с ростом пр-ва и произв-ю труда; гос монополия; диспропорции в нар хоз-ве; мех-м налогообл-я; инфляция ценовой накидки.

Ур-нь И опр-ся как %-е изменение ур-ня цен.

Р = (Рn - Рn-1)/Pn-1 *100%, где Р – ур-нь И; Рn – ур-нь цен данного года; Рn-1 – ур-нь цен предыдущ года.

В зав-ти от темпов нарастания И выделяют: ползучую (умеренную) – относит-но невысок повышение цен (до 10%); галопирующую – трудноуправляемая И, повышение ур-ня цен от 10 до 200%; гиперИ – неуправляема, повышение ур-ня цен до 1000% в год; стагфляция – сопров-ся стагнацией пр-ва и высок ур-нем Б-цы; дефляция – снижение общего ур-ня цен.

И спроса – И, вызванн повышен-м цен со стороны производит-й в ответ на возросший спрос. Причины: расшир-е гос заказов; возраст-е спроса на ср-ва пр-ва в усл-х практ-ки полной загр-ки произв мощностей; возраст-е дох-в нас в рез-те соглас-х действий профсоюзов.

И предложения – вызвана повыш-м цен со стор произв-лей для покрытия более высоких ожтидаемых затрат. Причины: рост цен на рес-сы; увелич-е ЗП.

2 осн-х вида И: подавленная (закрытая) и открытая. Подавл И: временное замораж-е цен и дох-в нас-я; установл-е предел-х цен на прод-ю; тотал админ контроль над ценами. Открытая И: постоян повыш-е цен; действие адаптивных инфляц ожиданий. 2 формы откр И: И спроса и И предлож (И издержек).

12.Шпора -  Соц-эконом посл-я И и антиИ политика

Соц-экон посл-я: 1. Перераспр-е дох-в в общ-ве, кот соущ-ся по неск-ким напр-ям: 1) потери несут люди, кот получают фиксир доходы; 2) люди. получ индексир-е дох-ы, защищены от И настолько, наск повышение их дох-в соотв-ет общему росту цен в стране; 3) И может спос-ть росту реал дох-в лиц, занятых пр-вом и продажей тов-в, рост цен на кот обгоняет рост общ ур-ня цен; 4) наиб защищены от И влад-цы недвиж0ти, драг и т. п.; 5) И спос-на снижать личные дох-ы при прогрес сис-ме налогообл; 6) при фиксир % ставке от И теряют кредиторы и выигр заемщики. 2. Платеж баланс. И спос-ет ухудш-ю плат б-са. Если в стране И, конкур-сп-ть ее экспорта падает и одновр-о импор тов-ы станов-ся дешев отеч-х. След-но эксп сниж-ся, импорт растет, кап-ы устремл-ся зарубеж. 3. Гос бюджет. Сокращ-ся дох-ы гос бюдж, увелич-я бюдж дефицит и гос долг.4. Рес-сы. Для борьбы с И надо привл-ь доп рес-сы. 5. Полит стаб-ть – уменьш-ся, возрас-ет соц напряж в общ-ве. 6. Высок темпы И услож-ют планир-е фирмы и домохоз-в.Þ риск ведения бизнеса Þ ростм % ставки Þ инв носят краткоср хар-р Þ пониж-е благосот-я нации и зан-ти. 7. Возраст спрос на более стабил иностр валюту.

АнтиИ политика – сов-ть инструм-в гос рег-я, направл на снижение И. Могут пров-ся меропр-я по прям и косв рег-ю цен. Прям рег-е пров-ся в рамках политики дох-в. 2 напр-я – устан-е ориентиров для роста ЗП, цен и прямой кнотроль над ними. Косв рег-е – огранич-е кол-ва денег в обращ. Это меропр-я монетар пол-ки. Фиск методы: огранич гос закупок и инвест-й, отмена льгот или повышение ставок прям и косв налогов.

В целях замедл-я И могут прим-ся и инстр-ты валют пол-ки: рост курса нац вал. АнтиИ пол-ку можно проводить постеп-о или резко (шоков тарепия).

13. Взаимосвязь И и Б-цы. Кривая Филлипса - Шпора.

В условиях приближения к эк-му потенциалу возникает известная альтернатива м/у ростом занятости, с одной стор, и ростом ур-ня инфляции – с другой. Увелич-е занятости и сниж-е Б-цы сопровож-ся ростом И спроса, т. к. в эк-ке постоянно уменьшается объем неиспольз-х рес-в и расширять пр-во приходится за счет "переманивания" ресурсов от одной фирмы к другой, из одной отрасли в др., путем повышения, ставок ЗП и цен на инвестиционные товары. Снижение ур-ня И спроса м б достигнуто только путнм ограничения занятости и увеличения Б-цы. Это означает, что в краткосрочном периоде м/у уровнем И и Б-цы обнаруживается обратая зависимость, определяемая как кривая Филлипса. В любой момент времени правительство, управляющее совокупными расходами, может выбрать на кривой Филлипса определенную комбинацию уровней И и Б-цы для краткосрочного временного интервала. Этот выбор зависит от ожидаемого темпа инфляции: чем выше ожидаемая И, тем выше распологается кривая Филлипса. Выбор эк-кой политики в этом случае затрудняется, т. к. фактический ур-нь И будет выше для любого ур-ня Б-цы.

Рис.1. Кривая Филлипса

Недостатки: снижение реальных доходов населения; обесценение сбережений нас-я; потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров; усиление диспропорций м/у пр-вом промышленной и с/х продукцией; ухудшение условий жизни преимущ-но у представителей соц групп с твердым доходом; неуправляемая И делает плохоуправляемую эк-ку в целом.

Шпора.14. Совокупный спрос и его структура

СС –это сумма индив спросов на конеч товары и услуги, предлаг-мые на тов рынке. СС сост из потребит расх-в, инвест расх, гос расх и расх на чистый объем экспорта. AD=C+I+G+Xn. Сов. спрос — это модель (см. рис.), к-рая показ. различ. объемы тов-в и услуг, т. е. реальный объем нац. пр-ва, к-рый потребители, пред-я и прав-во готовы купить при любом возможном ур-не цен. При прочих равных усл-х, чем ниже ур-нь цен, тем большую часть реального объема нац. пр-ва захотят приобрести потребители внутри страны, пред-я, прав-во, и заруб. покупатели. И наоборот, чем выше ур-нь цен, тем меньший объем нац. продукта они захотят купить.

Нисходящая кривая сов-го спроса указ. на то, что чем ниже ур-нь цен, тем больше реальный объем нац. пр-ва, к-рый будет куплен. Если кривая спроса индивида на отд. товар предполагает постоян. доход потребителя (эффет дохода эф-т замещения), то кривая сов. спроса — изменяющиеся сов-ные доходы.

Ценовые ф-ры СС: эффект % ставки, эффект богатства, эффект импор закупок. 1.Повышение ур-ня % ставки. Рост ур-ня цен заствл и производ-й и пореб-лей брать деньги в долг. В рез-те увел-ся % ставка. Поэтому пок-ли откладывают покупки, проив-ли сокр инв-ции. В рез-те вел-на СС сокр-ся. 2. Рост цен снижает реал покуп спос-ть накопленн фин активов с фиксир стоим-ю, что делает их влад-в беднее и побуждает к сокращ расх-в. 3. Рост цен внурти страны при стабил ценах на импорт переклад часть спроса с внутр тов-в на импор и сокращ экспорт, что снижает СС. Неценовые факторы сов-го спроса : 1. Изменение в потреб расх-х: благосост потр-ля; ожидание потр-ля; задолж-ть потр-ля; налоги. 2. Изме-я в инв расх-х: % ставки; ожидаем прибыль от инве-й; налоги с П-й; технологии; избыт мощ-ти. 3. Измен-я в гос расх-х. 4. Изм в расх-х на чист объем экспорта: нац дох в заруб странах; валют курсы.