Шпаргалки по предметам

Экономическая теория макроэкономика шпоры

Шпоры по макроэкономике

Шпора.21. Эк-й рост: сущ-ть, ф-ры и типы.

Экономический рост(ЭР) явл-ся одной из осн-х проблем, составл-щих прелмет МЭ иссл-й. В рез-те ЭР происх увелич ВНП, НД и ЛД. ЭР – это увелич-е объема созданных за определ время тов-в и услуг. ЭР измер-ся двумя пок-лями, отражающ-ми6 1) увелич-е реал валового, нац-го или чистого нац продукта за определ период; 2) увелич ВНП или ЧНП на душу насел за определ период.

Ф-ры ЭР: 1.Ф-ры предложения – ф-ры непоср-но влияющие на физич объем пр-ва. Они делают возможным само пр-во и тем самым обеспеч предлож тов-в и услуг. К ним относ-ся – кол-во и кач-во прир рес-сов, без кот невозм-но любое пр-во; кол-во и кач-во трудоспос насел; налич основ кап; ур-нь технологии, применяемой для пр-ва пр-ции, зависящей от ур-ня рразвития науки.2. Ф-ры спроса и распред-я. Для реализации потенц. объема пр-ва необх-мо, чтобы на некго сущ-л СС для обеспеч-я расширяющегося объема пр-ции и рац использ-я. К ф-рам отн-ся: ур-нь сов расходов; эффект-е распр-е или использ-е рес-ов для получения наибольшего кол-ва ГП.

Типы ЭР: 1.Экстенс т ЭР предпол расшир-е масштабов пр-ва путем увелич-я кол-ва вовлекаемых экон рес-ов на прежней технич основе. Экст ф-ры ЭР отраж кол-ю сторону увелич-я объемов пр-ва за счет увелич-я кол-ва используемых производ рес-ов. К ним отн-ся: рост числа раб-ов, увелич-е капиталовлож-й, рост объема потребляемого сырья. 2. Интенс т ЭР предп применение более эффект-х ср-в пр-ва, технологий и проц-в, т. е. ЭР достиг-ся за счет улучшения использ-я ф-роав пр-ва. Интен ф-ры ЭР отраж кач-ю сторону увелич-я объемов пр-ва. Отн-ся: повышение квалиф раб-ков, режим экономии, НТП, соверш-е технологии и орг-ции труда и пр-ва, повышение ка-ва пр-ции.

22. Модель ЭР Солоу - Шпора.

Модель роста Р. Солоу:Необход-м усл-м равнов-я эк-й сис-мы-AD=AS. S описыв-ся производ-й функ-й с пост-й отдачей от масштаба: Y =F(K, L) и для любого положит-го z верно: zF(K, L) = F (zK, zL).AD в модели Солоу опред-ся инвестиц-ми и потребл-ем: y=i+c, где i и с — инвест-и и потребл-е в расчете на 1 занятого. Д-д дел-я м/у потребл-м и сбереж-ми в соответ-и с нормой сбе­реж-я, так что потребл-е можно представить как c=(l-s)y, где s— норма сбереж-ия (накопления), тогда y=c+i= =(1-5)у+1,аткула i=sy. В усл-х равнов-я инвестиции =сбереж-ям и пропорц-ны д-ду. Производ-я фун-я опред-т Sна рынке товаров, а накоп­л-е кап-ла-D на произвед-й продукт. Динамика объёма выпуска зависит от объёма кап-ла. Объём кап-ла меняется под воз­дей-ем инвест-й и выбытия:инве-и ↑запас кап-ла, выбытие -↓.Инвес-и зависят от фондовооруж-ти и нормы накопл-я<= из усл-я S=D в эк-ке.

Влияние роста насел-ия на ЭР:↑нас-я(выбытию) ↓ фондовооруж-ть-не через↓на­л-го зап-а кап-ла, а распред-я его м/у↑чис-м зан-х. Т.о.,необх-м та­кой объем инвест-й, к-й покрыл бы выб-е кап-ла и позв-л бы обесп-ть кап-м но-х раб-х в преж-м объ-е. Т.о.,↑нас-я стан-ся 1-й из причин непрер-го ЭР в усл-х равновесия.↑Т р насел-я=>↓ равновесного уровня фондовооруж-ти=>↓прозвод-ти труда.

Влияние запаса кап-ла на ЭР:Если запас капи-ла больший, чем следует по «золотому правилу»=>программа по ↓нормы накопления. Эта программа обусловливает ↑потребления и↓инвестиций. При этом эк-ка выходит из сост-я равновесия и вновь достигает его при пропорциях, соответствующих «золотому правилу».Если эк-ка имеет запас капи-ла меньше=>необходима прог-ма, направл-я на↑ нормы сбереж-я=>первоначально приводит к ↑инвестиций и ↓ потребл-я, но по мере накопл-я кап-ла с определ-го момента потреб-е вновь начинает ↑=>эк-ка достигает нового равнов-я, но уже в соответствии с «золотым правилом», где потребление превышает исходный уровень. Данная программа обычно считается непопулярной в связи с наличием «переходного периода», характеризующегося ↓потребления, поэтому её принятие зависит от меж­врем-х предпочтений пол-в, их ориентации на крат­коср-й или долгор-й результат. Золотое правило Э. Фелпса: Оптимальная норма накопл-я обеспечивает равновесный ЭР с максим-м уровнем потребл-я. Ус­тойчивый уровень фондовооруж-ти, соответствующий этой норме накопл-я, обозначим k**, а потребления — с**.

Уровень потребления в расчете на 1занятого при любом устойчивом значении фондовооруж-ти k* опреде­ляется путем ряда преобразований исходного тождества: у=с+1

Если выбрано k*<k**, то объём выпуска ↑в большей степени, чем величина выбытия а значит разница м/у ними=потреблению, ↑. При k*>k** ↑объема выпуска < роста выбытия, т. е.. потребление ↓. Рост потреб­ления возможен лишь до точки k**, где оно достигает макси­мума (производственная функция и кривая dk* имеют здесь одинаковый наклон). В этой точке ↑запаса капитала на ед даст прирост выпуска= предельному про­дукту кап-ла и↑выбытие на величину d (износ на единицу капитала). Роста потребления не будет, ес­ли весь прирост выпуска будет использован на увеличение ин­вестиций для покрытия выбытия. Т. о., при уровне фондовооруж-ти, соответствующем «золотому правилу» (k**), должно выполняться условие: MPK=d (предельный про­дукт капитала равен норме выбытия), а с учетом роста насе­ления и-технологического прогресса: MPK=d+n+g

Выводы модели Солоу

Данная модель позволяет описать долгоср-е равновесие в эк-ке и полную занятость факторов. Она выделяет технический прогресс как единственную основу устойчивого роста благосостояния и позволяет найти оптимальный вариант роста, обеспечивающий максимум потребления. Модельне свободна и от недостатков. Модель анализирует состояния устойчивого равновесия, дос­тигаемые в длительной перспективе, тогда как для экономиче­ской политики важна и краткосрочная динамика производства и уровня жизни. Многие экзогенные переменные модели Со-лоу — s, d,n, g — было бы предпочтительнее определять внутри модели, поскольку они тесно связаны с другими её парамет­рами и могут видоизменять конечный результат. Модель не включает также целый ряд ограничителей роста, существенных в современных условиях — ресурсных, экологических, соци­альных. Используемая в модели функция Кобба—Дугласа, опи­сывая лишь определенный тип взаимодействия факторов про­изводства, не всегда отражает реальную ситуацию в экономи­ке. Эти и другие недостатки пытаются преодолеть современ­ные теории экономического роста. В неоклассической модели роста объём выпуска в устой­чивом состоянии растет с темпом (n+g), а выпуск на душу на­селения — с темпом g, т. е. устойчивый темп роста определяет­ся экзогенно. Современные теории эндогенного роста пытаются определить устойчивый темп роста в рамках модели, эндоген­но, связывая его со всеми возможными количественными и качественными факторами: ресурсными, институциональными

23.Шпора -  Фиск политика гос-ва.

ФП это компл мер прав-ва по измен-ю гос расх-в, налогообл-я и сост-я госбюджета. Предст собой сис-му фин меропр-й гос-ва по регулир-ю правит дох-в и расх-в. Цели: сглаживание колебаний эк цикла; повыш-е темпов ЭР; достиж-е высокого ур-ня занят-ти; достиж-е умерен темпов инфл-и.

Стимулирующ ФП в краткоср перспективе имеет своей целью преодол-е циклич спада в эк-ке и предпол увелич гос расх-в, сниж-е налогов или комбинацию этих мер. В долгоср плане политика снижения налогов может привести к расшир-ю предл-я ф-ров пр-ва и росту эк-го потенциала. Осущ-е этих целей связано с провед-ем компл налог реформы.

Сдерживающ ФП имеет целью огранич-е циклич подъема эк-ки и предпол-ет снижение гос расх-в, увелич-е налогов или комбинацию этих мер. В крср персективе эти меры позволяют снизить инфл-ю спроса ценой роста Б-цы, спада пр-ва. В долгоср растущий налог клин может послужить причиной спада СП и развертыванию мех-ма стагфляции.

К прямым методам ФП отн-ся способы бюджетного регулир-я. Косвенные методы – сис-ма налооблож-я, политика ускорен амортизации.

24. Налоги как инструмент ФП гос-ва.Шпора.

Налоги образуют основн часть дох части гос-го и мест-го бюджета. Налоги – обязат платежи в бюджет соответств уровня или во внебюдж фонды, осуществляем физ и юр лицами в пор-ке и на условиях, установл-х законод-вом. Сов-ть взимаемых гос-вом Н-в, а ткж форм и методов их построения образуют Н сис-му.

Ф-ции Н сис-мы: фискальная (служить ист-ком дох-а госбюджета); распределит-я(перераспр-ть НД от богатых к бедным, из одн отраслей в др); стимулирующ(ч/з сис-му Н льгот способ-ть ускорению НТП, расшир-ю экспорта, выравнив-ю развития террит-т, увелич-ю занят-ти насел); регулирующ(изменяя условия Н/О прав-во спос-ет решению важнйших соц-эк-х задач, стоящих перед общ-вом.

Принципы Н/О: 1)ур-нь Н ставки должен устан-ся с учетом возм-тей Нплат-ка;2)Н/О дох-в должно носить однократ хар-р;3)обязат-ть уплаты Н;4)сис-ма и процед выплаты Н д б простыми, понятными и удобн для Нплат-ков.5)Н сис-ма д б гибкой и легко адаптируемой к меняющимся обществ-политич потребностям.6)Н сис-ма должна обеспеч перераспр создаваемого ВВП и быть эффект-м интрум-м эк-й пол-ки.

По платежесп-ти и методу взимания Н дел-ся на прямые(непоср-но уплач-ся конкр-м плат-ком. Прямо пропорц-ны платежесп-ти), косвенные(обязат платежи, включаемые в цену тов-а или усдуги).

В зав-ти от налог ставок выдел: прогресс-й Н – Н, % ставка кот повыш-ся с ростом самого дох-а; регресс-й – средн ставка поинж-ся по мере роста дох-а; пропорц-й – сред Н ставка сохр-ся на одном и том же ур-не независ от роста дох-а.

Кривая Лаффера.

Графич отображ завис-ти м/у дох-ми госбюджета и пол-кой Н ставок в эк-ке получило назв-е "кривой Лаффера". Из гр видно, что ставка Н "m" явл-ся оптим-й. При такой ставке достиг-ся макс сумма Н. При ставке Н выше резко сниж-ся делов акт-ть фирм и раб-ков, и тодга дох-ы уходят в тенев эк-ку. При ставке близкой к 100% и равной 100%, полностью исчезают стимулы к трудовой деят-ти и предприн-ву.