Шпаргалки по предметам

Шпаргалки местные финансы

Местные финансы  шпоры    

8. Принципы организации м. ф., состав и структура местных финансовых институтов. Шпаргалка.

Местные финансы как система экономических отношений функционирует на основе определенных исход. основ, закрепленных в соответствующих законодательных документах, которые регламентируют деятельность местных органов самоуправления. К важнейшим законодательным актам следует отнести: Конституцию Украины, Бюджетный кодекс Украины, ЗУ «О местном самоуправлении в Украине», ЗУ «О системе налогообложения», ежегодные законы «О госуд. бюджете Украины», Декрет КМУ «О местных налогах и сборах».

В Конституции Украины дается толкование понятие «местное самоуправление», описано состав материальной и финансовой базы местного самоуправления, указаны основные подходы к формированию и использованию средств местных бюджетов.

В Бюджетном кодексе определяется ряд важных вопросов, которые касаются местных финансов, распределения доходов и расходов между бюджетами всех уровней и видов, процесс расчета бюджетных трансфертов – дотаций выравнивания местным бюджетам из гос. бюджета, ответственность всех участников бюджетного процесса и контрольные полномочия органов власти, в том числе и органов местного самоуправления.

В ежегодном ЗУ «О гос. бюджете Украины» осуществляется уточнение состава доходов общего и специального фонда местных бюджетов, определяется механизм дополнительных дотаций местным бюджетам из гос. бюджета, устанавливает величины 11 выравнивания.

Анализ действующей законодательной базы, которая регламентирует функционирование в Украине, дает возможность выделить такие основные принципы организации местных финансов, которые предусматривают: обязательное размежеванеи функций и полномочий между гос. властью и местным самоуправлением; четкая низменность доходных источников, а также расходов между гос. и местных бюджетов; предоставление соответствующих собственных доходных источников местному самоуправлению; самостоятельность в формировании и использовании финансовых ресерсов; гос. финансирование, поддержку несамофинансированных территориальных общин, проведение финансового выравнивания; стимулирование увеличения доходов как гос., так и местных бюджетов; рациональное и экономическое использование материальных и финансовых ресурсов; осуществление постоянного контроля за использованием имеющихся ресурсов; гласность и открытость в формировании и использовании финансовых ресурсов.

Главным назначением местных финансов является обеспечение финансовыми ресурсами деятельности органов местного самоуправления, связанного с осуществлением ими своих функций и полномочий.

Состав и структура местных финансовых институтов:

1.Местные бюджеты – это областные бюджеты, районные, городские и бюджеты местного самоуправления.

2.Часть доходов местных бюджетов обязательно формируется за счет местных налогов и сборов, перечень которых определен в действующем законодательстве. Органы местного самоуправления имеют самостоятельные права на внедрение местных налогов и сборов, установление размеров ставок и предоставление льгот определенным категориям плательщиков.

3.Целевые фонды местного самоуправления 1990-1992гг. в зак4онодательных актах было предусмотрено право местных органов власти создавать и использовать внебюджетные фонды, а с 1995г. происходило постепенное свертывание этих фондов путем вложения их в бюджеты.

4.Коммунальный кредит – самостоятельный институт местных финансов, совокупность экономических отношений, которые возникают между органами местного самоуправления и физ. лицами или юридическими лицами, при которых местное самоуправление выступает чаще всего заемщиком, реже кредитором.

5.Местные займы – наиболее распространенная форма привлечения финансовых ресурсов органами местного самоуправления за границей. В Украине местные займы встречаются крайне редко.

6.Объекты коммунальной собственности – в распоряжении органов местного самоуправления находится много движимых и недвижимых объектов, возникает право коммунальной собственности, то есть это объекты которые содержатся за счет средств местных бюджетов.

Субъекты хозяйствования коммунальной формы собственности являются плательщиками как государственных, так и местных налогов и сборов.

9.ВОПРОС. Понятие, функции, роль и правовой статус территориального сообщества. Экономический механизм управлениями территориями.

В системе местных финансов особую роль играет местное самоуправление как в центральных, так и в федеративных государствах, финансы местного самоуправления являются одной из форм и составной финансов местных органов власти. Носителем местного самоуправления и, значит, субъектом финансовой деятельности является коллектив людей, объединенные по территориальному признаку, то есть территориальный коллектив.

Территориальный коллектив – это признанный в праве союз людей публичного характера или местный публичный союз. Таким образом, территориальный коллектив является формой организации местной власти.

В Конституции Украины, принятой в 1996г., территориальный коллектив назван территориальным сообществом. Территориальное сообщество – это совокупность граждан Украины, которые совместно проживают в городской или сельской местности, имеют характерные интересы и определенный законом правовой статус.

В отличии от простой территориальной единицы, население, которое имеет статус территориального сообщества, наделяют определенными правами. В первую очередь, это право на самоуправление: управление имуществом, которое находится в коммунальной собственности; утверждают программы соц.-экон. развития, контролируют их исполнение; утверждают бюджеты административно-территориальных единиц и контролируют их выполнение; устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с законодательством; обеспечивают проведение местных референдумов и регистрацию их результатов; создают, реорганизируют и ликвидируют предприятия, организации и учреждения, а также осуществляют контроль за их деятельностью.

Территориальное сообщество имеет след. правовые признаки: наделены правом юридического лица; между субъектами гражданско-правовых отношений; имеет право осуществлять хозяйственные операции, приобретать и отчуждать имущественные права, входить в обязательства, вести процессы, выполнять принудительные сборы со своих членов на удовлетворение общественных нужд; имеет право на формирование собственного бюджета, создание внебюджетных страховых, резервных и других целевых фондов дополнительных средств; является субъектом предпринимательской деятельности в сфере общественных услуг; имеет право быть учредителем предприятия, иметь долю в уставном фонде хозяйственных обществ, получать доходы от дивидендов; является субъектом финансово-кредитных отношений, может размещать местные займы, получать кредиты в банке, учреждениях и давать кредит физическим и юридическим лицам, имеет право открывать коммунальные банки, страховые общества, пенсионные фонды и других коммунальные финансово-кредитные учреждения; территориальное сообщество пользуется, владеет и распоряжается имуществом коммунальной собственности, имущество коммунальной собственности принадлежит территориальному сообществу на правах владения ее членов.

12.Шпаргалка  История становления и развития местного самоуправления в Украине.

1.Зарождение института местного самоуправления в эпоху Киевского государства и Запорожской Сечи(9-20столетия). Государственные доходы состояли в основном из дани; налогообложению подлежат хлебодельное хозяйство, 1111. Устанавливались натуральные повинности на потребности государства – строительство мостов, дорог и т. д. Все государственные доходы сосредотачивались в распоряжении князей, как личные потребности князей, так и общегосударственные удовлетворялись из государственной казны. Формирование института местного самоуправления тесно связано с Магдебурским правом. Городам предоставлялось право на самоуправление, они освобождались от части феодальных повинностей. В 1487г. Магдебурское право получил Киев. Новый этап становления местных финансов связан с периодом казачества. Среди государственных доходов наибольшую роль играли прямые налоги, которые в основном уплачивали жители сел и мещане, кроме того значительные поступления давали 111 – доходы от промышленной эксплуатации рыболовных и охотничьих угодий и т. д.

В военную казну Запорожской Сечи поступала плата за перевозку товаров, налогов с торговли, налог за перевозку на реках, арендная плата с лодки и др. Во время Б. Хмельницкого государственная казна составляла 100тыс. красных золотых. Во время правления И. Мазепы была осуществлена попытка реформировать систему налогообложения с целью уменьшения налогового давления. 1691г. – универсал запрещающий помогать на 111 очень большие налоги и сборы. В 1710г. 111 были провозглашены. Пакты и Конституция прав и вольностей Запорожского войска. Гетманская казна отделялась от государственной, которая передавалась в управление генерального казначея. Гетман Апостол(1727-1734) четко определил ежегодный государственный бюджет в размере 144тыс. крб.

2.Формирование местных финресурсов в Российской империи. 1809г. – «План финансов» М. Сперанского, состоял из двух частей: 1)Настоящее финансовое устройство в России(1810г.)2)Их устройство в будущем. Основные положения второй части: гласность процессов утверждения и исполнения бюджета; предоставлению бюджету силы закона; соответствие между доходами и расходами; запретить бумажно-денежную эмиссию.

1862г. финансовая реформа: введение принципа полноты бюджета; единство кассы; гласности и контроля за расходованием государственных средств.

Создание службы Государственного контроля, которая осуществляет документальные проверки доходов и расходов. 1.01.1864г. – Положения о ведомственных учреждениях, в котором была сделана попытка отделить от местного самоуправления те хозяйственные дела, которые передавались в полное распоряжение ведомств. В городах России 19-20вв., кроме общих налогов, собирались налоги с коней, экипажей, собак, трактирного промысла, за использование весов на торговых местах, с аукционных продаж. Поступление от налогов направлялись на строительство и содержание строений и сооружений.

3.Развитие местных финансов в УСРС в отечественное время. После Октябрьское революции 19717г. были ликвидированы органы местного и ведомственного самоуправления, функции местного самоуправления были возложены на союзы. 17.03.1979г. – принят Декрет «О денежных средствах и расходах местных советов». Теперь местные советы владеют средствами, поступающие из местных советов и которые предоставляются центральной властью. В 1922г. налоги: 1.государственные: а)прямые(платежные сборы, промышленный и общегосударственный), б)непрямые(на вино, пиво, мед, сахар ит. д.); 2.коммунальные(налог с зданий, квартирный налог, разные сборы), около 25 налогов.

Определен состав местных бюджетов, права и обязанности власти, порядок местного самоуправления, утверждения и исполнения местных бюджетов. В бюджетную систему включались: союзный бюджет; государственный бюджет союзных республик; бюджет государственного страхования. Государственные бюджеты союзных республик: республиканский союзный бюджет; государственные бюджеты автономных республик; местные бюджеты.

30 июня 1960г. – Закон УРСР «О бюджете правовой Украинской РСР и местных советов депутатов трудящих.

1960-1980гг. – Законодательные акты, направленные на усиление роли местных союзов, депутатов трудящих, укрепление основы их функционирования.

9 апреля 1990г. – Закон «Об общих положениях местного самоуправления и местного хозяйства в СРСР».

5декабря 1990г. – Закон «О бюджетной системе УРСР.

7 декабря1990г. – Закон «О местных союзах народных депутатов УРСР и местном самоуправлении. Их принятие ознаменовало возвращение в Украину института местного самоуправления, четко определялись состав доходов и расходов местных бюджетов.

4.Становление и развитие местных финансов в независимой Украине  - Шпаргалка

28 июня 1996г. – принятие Конституции Украины. Первичным субъектом местного самоуправления определено территориальное общество. Органы самоуправления сельские, поселковые и горсоветы и их исполнительные органы. 21 мая 1997г. – Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине. Он конкретизировал основные положения Конституции по местному самоуправлению, определил основные вопросы института местного самоуправления, полномочия союзов, исполнительных органов, организационно-правовую основу местного самоуправления.