Шпаргалки по предметам

Шпаргалки по микроэкономике

Шпаргалки по экономической теории микроэкономика

2.6. Производ. функция с 1 перемен. фактором. З-н убыв. отдачи.Шпаргалка.

Произв. функция – указывает максимально возможный выпуск продукции Q, к-рую можно произвести при каждом опред-ном сочетании имеющихся факторов произ-ва. Ее параметры: объем произв-ной продукции в физ. ед. и использован. факторы произ-ва (v1, v2,…, vn). Q=F(v1, v2,…, vn). Для опред-ния оптим. выпуска продукции при изменении производ-ных факторов исп-тся производ-ные функции: 1. Функции с частично заменяемыми производ-ми ресурсами – допускают замену 1 ресурса на др.2. Ф-ции с полностью взаимозамен-ми производ-ми рес-ми. 3. Линейно ограниченные производственные ф-ции. – не позволяют замену 1 ресурса на др Перемен. фактор произ-ва – затраты, к-рые могут быть изменены с целью увелич. или уменьш. масштабов произ-ва в краткосроч. периоде (затраты на приобр-ние сырья, материалов, оплату элек/энергии и др.). Перем-ными факторами могут быть и труд, и капитал. Рассмотрим произ-ную ф-цию с 1 перем. ф-ром (труд) и 1 постоянным (капитал). Использ-ние труда можно описать при помощи понятий среднего и предельного продуктов. Совокуп. продукт (ТР) – кол-во продукции в физ-ких ед-цах, к-рое произв-ся фирмой при опред-ном кол-ве перем-го фактора произ-ва. Кривая ТР отражает зависимость между затратами перем-го фактора и итоговым объемом произведён. продукции. Средний продукт (сред. производ-ть) (АР) – харак-ся отн-нием общего объема выпуска данного продукта (совокупного продукта) к объему производствен. ресурсов, к-рые были необходимы для его произ-ва (Q/vn). Предельный продукт перем-го фактора (предельная производ-сть) (МР) – хар-ся общим измен-ем общего объема выпуска (прирост), связ-го с каждым допол-ным вложением перем-го фактора (дельтаQ/дельтаVn). Итак, когда объем трудозатрат =0, выпуск тоже =0. При увел-нии трудозатрат Q растет (см. рис.). Но при достижении опр-го Q допол-ные трудозатраты перестают быть эффек-ми. Рис. показывает, чтоQ растет, пока не достигнет max, а дальше снижается (пунктиром). Следов-но, произ-во неэффек-но технологически и значит эта часть (пунктир) не явл-ся часью произ-ной ф-ции. Предельный продукт всегда положителен, когда растет Q, и отриц. при снижении Q. Т. пересечения гориз-ной оси в т. max Q означает, что добавление 1 лишнего рабочего снижает общий Q произ-ва и дает отрицат. пред-ный продукт. Закон убыв-щей доходности (отдачи) отражает тенденцию выпуска предельного продукта любого перем-го фактора к снижению после достижения нек-рого объема выпуска (Q): при увеличении 1 и неизменности остальных произ-ных факторов будет достигнута точка, за пределом к-рой предельный физический продукт перем-ных затрат начнет сокращаться.

 

2.7. Шпаргалка. Произв-ная функция с 2 перем-ми факторами.

Произв. функция – указывает максимально возможный выпуск продукции Q, к-рую можно произвести при каждом опред-ном сочетании имеющихся факторов произ-ва. Ее параметры: объем произв-ной продукции в физ. ед. и использован. факторы произ-ва (v1, v2,…, vn). Q=F(v1, v2,…, vn). Для опред-ния оптим. выпуска продукции при изменении производ-ных факторов исп-тся производ-ные функции: 1. Функции с частично заменяемыми производ-ми ресурсами – допускают замену 1 ресурса на др.2. Ф-ции с полностью взаимозамен-ми производ-ми рес-ми. 3. Линейно ограниченные производственные ф-ции. – не позволяют замену 1 ресурса на др. Рассмотрим произ-ную ф-цию с 2 перем-ми факторами труд (L) и капитал (К). При заданной технол-гии 1 и тот же Q продукции может быть получен с большим применением Кили с большим привлечением L. Возможны и промежуточные варианты. Если соединить все сочетания ресурсов, использование к-рых обеспечит одинаковый Q выпуска продукции, то получатся изокванты (см. рис.). Изокванта (кривая постоянного (равного) продукта)– кривая, на к-рой расположены все сочетания произ-ных факторов, использ-ние к-рых обеспечивает одинаковый объем выпуска прдукции. Её формула: v2 =f (Q const, v1). Карта изоквант – это ряд изоквант, к-рые харак-ют максимально возможный выпуск продукции при каком-либо наборе производ-ных факторов. Свойства изокванты: 1. Имеют отрицательный наклон. Это означает, что: - двигаясь вдоль дан. изокванты, сокращается время использования труда и увеличив-ся время работы машин, чтобы не допустить сокращения объемов произ-ва; - положит. наклон означал бы, что увеличение использования 1 фактора ограничивает использование др. 2. Имеет вид выпуклых (выгнутых) кривых. 3. Изокванты, расположен. дальше от начала координат, соот-ют большему объему произ-ва продукта. 4. Тангенс угла наклона изокванты со знаком «-» харак-ся предельной нормой технол-го замещения. Норма технол-го замещения (MRTS)– это то кол-во, на к-рое за счет использования доп-ной ед-цы 1 фактора (капитала К) могут быть

 

Угловой коэф-т каждой изокванты показывает, как происходит замещение 1 фактора другим при сохранении постоянного Q. Абсолютное значение угл-го коэфф-та – MRTS.

Итак, большее кол-во того или иного произ-го фактора увеличивает выпуск продукции. Поэтому, если Q должен поддерж-ся постоянным, то чем больше используется 1 фактор, тем меньше будет использоваться другой.

2.8. Равновесие производителя - шпаргалка.

Максимизировать выпуск при данных издержках позволяет Прямая равных издержек, или изокоста. Изокоста - линия, к-рая харак-ет комбинацию затрат перем-ных факторов при фиксированной величине общих затрат произ-ва. Свойства изокосты: 1. Угол наклона изокосты зависит от цены факторов произ-ва (Pl / Pk); 2. Все точки изокосты отвечают одинаковым совокупным затратам факторов произв-ва; 3. Чем дальше от начала координат расположена изокоста, тем больше объем использованных ресурсов. Рост бюджета произ-ля или снижение цен ресурсов сдвигает изокосту вправо, наоборот – влево. Если совместить систему изокост и систему изоквант, то получим граф. модель миним-ции затрат (см. рис.). Касание изокванты с изокостой – равновесие произ-ля, т. к. достигается max Q при имеющихся огранич. средствах, к-рые можно затратить на покупку рес-сов (см. рис. ). Наклон изокванты для 2 видов ресурсов должен = наклону изокосты для этих ресурсов, и они должны иметь общую точку (касания). Если наклон изокванты = предельной норме технол-го замещения (MRTS), а наклон изокосты = PL /P K, то – равновесие производ-ля: MRTSLK=PL/PK, MRTSLK=MPL/MPK, MPL/MPK=PL/PK, MPL/PL=MPK/PK. Правило наименьших затрат (обеспечивает равновесие произ-ва): затраты минимиз-ся только тогда, когда каждая денеж. ед., что затрачена на каждый ресурс, дает одинак. отдачу. Если MPL/PL>MPK/PK, то надо заменить “дорогой” фактор труд (L) на более «дешевый» фактор капитал (К). Если MPL/PL<MPK/PK, то надо заменить “дорогой” фактор капитал (К) на более «дешевый» фактор труд (L). Производитель в состоянии равновесия тогда, когда достигается оптимальная комбинация факторов произ-ва, при к-рой обеспеч-ся максимизация прибыли.

 

Если цены на рес-сы неизмен., то бюджет произв-ля постоянно растет. Соединив точки перес-ния изоквант и изокост, получим линию 0S – «путь развития». Она показывает темпы роста соотн-ния между факторами в процессе расширения произ-ва и является траекторией расширения произ-ной деят-ти фирмы. Траек-я расш-ния дает инф-цию о вал. издержках на все перем. факторы произ-ва при изменении Q. Она подсказывает самые низкие вал. изд-ки на долгосроч. отрезке для каждого Q.

Связь между изменением кол-ва произ-ных ресурсов и объемом выпуска продукции – Масштаб произ-ва: 1.Дополнительный (возрастающая экономия от масштаба). Имеет место тогда, когда объем выпуска продукции увеличивается при экономии ресурсов (расстояние м-у изоквантами уменьшается). 2. Неизменный (постоянная эк-мия от м-ба) – когда объем выпуска продукции увелич-ся пропорц-но затратам ресурсов. 3. Уменьшающийся (убывающая эк-мия от м-ба) – когда объем выпуска продукции увелич-ся в пропорции меньшей, чем увеличив-ся затраты ресурсов.

2.9. Издержки произ-ва.

К затратам факторов произ-ва относят затраты предметов и орудий труда, труд и предпринимат-кие способности, информацию. Стоимость всех факторов произ-ва опред-ют Издержки произ-ва. Необх-мо различать бухгал-кую и экон-кую оценку деятельности фирмы. Бухгал-кий подход базируется на анализе финансового баланса. Подход на финансы фирмы с т. зрен. активов и пассивов позволяет оценить эффект-ть деят-ти фирмы лишь за прошедший период. Денежные затраты играют важную роль в бухгал-кой деят-ти, т. к. они связаны с прямыми выплатами фирмы др. физ-ким и юр-ким лицам, с к-рыми она имеет экон-кие отн-ия. Экон-кий подход базируется на опред-нии хозяйственной перспективы фирмы: будущих затрат и доходов, способах снижения затрат, путей повышения рентабельности, выборе наиболее эффек-го технол-го способа произ-ва.

Все издержки являются Альтернативными (вмененными) – это издержки произ-ва товаров и услуг, измеряемые стоимостью наилучшей упущенной возможности использования затраченных на их создание ресурсов произ-ва. Они бывают: 1. Явные – альтернативные издержки, к-рые приобрели форму явных (денежных) платежей поставщикам факторов произ-ва и промежуточных изделий. 2. Неявные (имплицит ные) – альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы (или находящихся в собствености фирмы как юр-кого лица), к-рые недополучены в обмен на явные (денежные) платежи. Минимальная плата, необх-мая для удержания предприн-го таланта на дан. пред-тии – Нормальная прибыль. Экон-кая прибыль – сумма, остающаяся после вычитания из совокупного дохода фирмы величины явных и неявных издержек.

Постоян. затраты – это затраты, к-рые не могут быть за относ-но короткий промежуток времени изменены с целью увелич-я или уменьш-я объема выпуска продукции. Постоянные издержки (FC) – это явные денежные и имитационные издержки, связанные с обеспечением постоянных затрат. Перем-ные затраты – затраты, к-рые могут быть увеличены или уменьшены с целью соответ-щего изменения объемов произ-ва в краткосрочных периодах. Перем-ные издержки (VC) – издержки, связанные с обеспеч-ем перем-ных затрат (явных и неявных). Совокупные изд-ки – сумма VC и FC. Предельные издержки (MC) – это изд-ки на произ-во каждой допол-ной ед-цы продукции относ-но факт-го или расчетного объема произв-ва. Средние изд-ки – изд-ки на ед-цу выпуска продукции. Состоят из средних пост. (AFC), сред. перем. (AVC) и сред. вал. (ATC) изд-к. Издержки в краткосрочном периоде:1. Произв-ные мощности не меняются, т. е. TFC = const. 2. перем-ные изд-ки TVC растут с увелич-ем объема произ-ва, а в связи с ними растут и валовые изд-ки (TC=TVC+TFC). 3. постоян. изд-ки на ед-цу продукции (AFC) падают по мере увеличения объема произ-ва, т. к. их абсолютная величина (TFC) неизменна. 4. перем-ные изд-ки на ед-цу продукции (AVC) на первом этапе уменьш-ся, доходят до минимума AVC (срабатывает эффект увел-ния масштаба), на втором этапе начинают расти (закон убывания отдачи от масштаба). 5. совокупные или валовые издержки на ед-цу продукции (ATC) падают гораздо быстрее, чем AFC и AVC, доходят до минимума ATC, а затем начинают расти. 6. Предельные изд-ки (MC) сначала падают, а потом резко возрастают. Издержки в долгосроч. периоде. LAC – долгоср. валовые средние изд-ки. LMC – долгоср. пред. изд-ки. Если LMC< LAC- произ-ные мощности пред-тия уменьшаются. Если LMC> LAC - произ-ные мощности пред-тия увеличиваются. Если LMC=LAC - произ-ные мощности пред-тия не изменяются.

Шпаргалка -  Сравнительная характеристика основных рыночных структур.

Рынок – форма орг-ции экон-ких взаимосвязей мужду экон-ми субъектами по поводу обмена разнообразными благами посредством их купли-продажи. Рыночная стр-ра Харак-ся чертами: число и размер фирм, тип и харак-ки предлагаемого товара, степень контроля над ценами, условия входа в отрасль и выхода из нее, доступность информации. К рыночным структурам с т. зрен. производ-ля относ-ся: монополия, дуополия, олигополия, монополистич. конкуренция, совершен. (чистая) конкур-ция (полипония). С т. зрен. потребителя: рынок монопсонии, дуопсонии, полипсонии. Полипсония – рын. стр-ра с большим числом потребителей. Монопсония – на рынке существует только 1 потребитель, предъявляющий спрос на произ-мую продукцию. Дуопсония – отлич-ся от монопсонии тем, что кол-во потребителей ограничено от 2 до 20. Стр-ры совершен. конк-ции, монополии и монопсонии – Идеальные рыночные стр-ры, т. к. на практике встречаются крайне редко. Олигополия, монополистич. конк-ция и дуополия – Реальные рыночные стр-ры.

Рыночные структуры

Кол-во и размеры фирм

Хар-р продукции

Усл-я входа и выхода из отр-ли

Доступность информации

Соверш. Конкурен. (полипония)

Множество мелких фирм

Однородная продукция

Никаких затруднений

Равный доступ ко всем видам информации

Монополистическая конкурен.

Множество средних фирм

Разнородная продукция

Некоторые затруднения на входе

Некоторые затруднения

Олигополия

Число фирм невелико, есть крупные фирмы

Разнородная или однородная продукция

Отдельные препятствия на входе

Некоторые ограничения

Монополия

Одна фирма

Уникальная продукция

Практически непреодолимые барьеры на входе

Некоторые ограничения