Шпаргалки по предметам

Микроэкономика шпоры

Бесплатные шпоры по микроэкономике    

5.Взаимодействие спроса и предложения.Шпора.

Спрос - желание и способность людей покупать товары при опре-реленном уровне цен (при прочих равных условиях).

Формой проявления спроса является Объём спроса - количество товара в физических единицах, которое желают приобрести потребители за некоторый период. Закон Спроса Описывает обратную зависимость между ценой товара и величиной покупательского спроса на этот товар (при прочих равных условиях). Величина спроса имеет тенденцию роста при падении цены и уменьшения-при её повышении. Эффект Дохода От изменения цены заключается в адаптации спроса к итоговому изменению реального дохода. Эффект Замещения Вследствие изменения цены заключается в адаптации объёмов спроса к изменению в относительных ценах.

Формой выражения закона спроса являются шкала спроса и кривая спроса. Шкала спроса - табличное выр-ние связи между рын це­ной товара или услуги и тем кол-вом, которое по этой цене будут спрашивать покупатели. Кривая Спроса - граф выр-ние зав-сти м/у це­ной товара и величиной спроса, предъявленного покупателями на этот товар. Шкала спроса и кривая спроса показывают, сколько покупатели хо­тели бы приобрести товара по каждой из множества цен.

 

Впервые функцию спроса математически описал франц ма тематик и экон-ст А. О. Курно в раб «Исследование мат-ких принципов теории бог-ва», 1838 г. А. О. Курно дал определение спроса, рассмотрел факторы, на него влияющие, а также описал функцию спроса как Д=Р(1/Р), где Д - спрос Р - рын цена. Графич же интерпретацию функции спроса дал англи эк-ст А. Маршалл в раб «Принципы ПЭ»(1890).

Изменение величины спроса - изменение кол-ва товара, кот потребители желают и могут купить, происходящее в результа­те изменения цены товара (при прочих равных условиях). Изменение спроса - изменение кол-ва товара, кот покупатели желают и могут купить, происходящее в результате изменения неценового фактора. К неценовым факторам относятся: уровень доходов в обществе; размеры рынка данного товара и наличие на потребительских рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров; вкусы потребите­лей; гарантийный и постгарантийный сервис продаваемых товаров и др. Рассмотрим влияние некоторых из этих факторов на изменение спроса.

1) Уровень доходов в обществе. При увеличении уровня доходов потребителей спрос увеличивается, и наоборот, т. е. существует пря­мая зависимость. Однако существуют товары, реакция изменения спроса на которые не одинаковая.

«Нормальный» товар - товар, спрос на который растёт при росте потребительских доходов. «Низший» товар - товар, спрос на который падает при росте по­требительских доходов. Товар Гиффина - низший товар, который занимает в доходе по­требителя значительное место. Спрос на товар Гиффина возрастает при уменьшении дохода потребителя. Изменение уровня доходов в обществе может происходить вследствие увеличения или уменьшения налогов, субсидий и трансфертов.

2) Увеличение объёма рынка данного товара влияет на изменение спроса. Чем больше товара представлено на рынке, тем меньше спрос на него, и наоборот. Если же на рынке появляются взаимозаменяемые или взаимодополняемые товары, то ситуация:

Взаимозаменяемые товары(субституты)-Такие пары товаров, для которых рост цены одного товара приводит к росту спроса на другой товар, и наоборот. Взаимодополняемые товары (комплементы) - Такие пары товаров, для которых рост цены одного товара приводит к падению спроса на другой товар, и наоборот.

3) Объём рынка, а значит и спроса, может изменяться вследствие увеличения или уменьшения числа потребителей. Чем больше число потребителей, тем больше объём рыночного спроса, и наоборот.

4) Субъективное отношение покупателей к товарам или изменение ожиданий и вкуса также влияют на изменение объёма спроса.

Эк пол-ка прав-ва (заморж-е вкладов потребителей, повыш-е подох налога, введ-е косвен налогов, субсидии и др. Эк пол-ка гос-ва может приводить как к сниж-ю спроса, так и к его увел-ю.


Предложение - желание и способность продавцов представлять товары для продажи на рынке. Спрос является качественной харак-кой потребления, а предложение – пр-ва товаров и услуг. Формой проявления предложения является Объём предложения, показывающий то кол-во товара (в физических единицах), кото­рое продавцы желают продать за некоторый период времени. Закон предложения выражает прямую зависимость м\у ценой и кол-вом товаров, производимых и предлагаемых к продаже. Та­ким образом между ценой и предложением существует прямая зави­симость Формами выражения закона предложения являются: шкала пред­ложения и кривая предложения. Шкала предложения - табл выражение связи м/у рыноч­ной ценой товара или услуги, которое по этой цене будут предлагать продавцы. Кривая предложения - граф выражение завис-ти м/у ценой товара и кол-вом этого товара, которое производители хотят предложить на рынке.

Изменение величины предложения - изменение того кол-ва товара, кот производители желают и могут произвести и продать, происходящее в результате изменения цены товара. Показывается движением вдоль кривой предложения. Изменение предложения - изменение того кол-ва товара, кот производители желают и могут продать: происходящее в результате изменения неценовых факторов. Показывается сдвигами кривой предложения «влево» или «вправо». К Неценовым факторам, влияющим на сдвиги кривой предложения, относятся: наличие взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров производственного назначения; уровень технологий, применяемых при пр-ве однотипных товаров; налоги и субсидии; качество ресурсов и факторов п-ва; конкуренция на рынках одноименных товаров, условия продажи (реклама, маркетинг) и др. Рассмотрим влияние неценовых факторов на изменение предлоЖения.

1) Изменение технологий. Кривая предложения строится исходя определенной технологии. Когда предприниматели понижают альтернативнуго стоимость пр-ва путём внедрения более эффек-х технологий, то становится выгодным производить и продавать больше товара, чем раньше, по любой данной цене.

2) Изменение цен на ресурсы. Рост цен на ресурсы (при равных условиях) приводит к увеличению альтернативной стоимости а значит - снижается то кол-во товара, кот производители планировали произвести и продать по данной цене.

3) Изменение цен на другие товары. Если увеличивается цена на взаимозаменяемые товары производственного назначения, то это приводит к уменьшению предложения, и наоборот. Если увеличивает­ся цена на взаимодополняемые товары производственного назначе­ния, то это приводит к увеличению предложения, и наоборот.

4) Изменение ожиданий. если ожидается, что ценз на производи­мый товар в течении определённого времени будет держаться хотя бы на том же уровне или повышаться, то предприниматель увеличит объём производства, а значит и предложения, и наоборот.

5) Повышение налогов приведет к увеличению издержек, а значит - к сокращению производства и предложения, и наоборот,

6) Увеличение субсидий со стороны государства или финансовых органов приведет к увеличению пр-ва, а значит и предложе­ния, и наоборот.

7) Кол-во производителей. Чем больше фирм, выпускающих одинаковый товар, тем больше объём пр-ва, а значит и пред­ложение, и наоборот.

Действие неценовых факторов сдвигает кривую предложения «влево» или «вправо», при этом могут возникнуть две ситуации: а) изменение предложения происходит при неизменной цене (Рпост); б) изменение предложения происходит при неизменном объёме пред­ложения (объем пост)

Равновесие Кривая спроса показывает, сколько товара потребители планируют купить по каждой данной цене. Кривая предложения показывает сколько товара производители планируют предложить по каждой воз­можной цене. Только при одной единственной цене планы покупате­лей и продавцов совпадают. Это цена называется Равновесной. Равновесная рыночная цена - это цена, при которой по каждому данному товару на рынке нет ни излишка, ни дефицита Равновесие - ситуация, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают так, что при данной цене величина пред­ложения (0S) равна величине спроса (ОD), т. е. (Qs=Qd=Qe). Более высокая цена приводит к возникновению товарного избытка и оказы­вает давление на цену сверху. Более низкая цена порождает товар­ный дефицит и давит на цену снизу.