Шпаргалки по предметам

Шпаргалка по прогнозированию и планированию

Шпаргалки по планированию


Планирование потребности в материальных ресурсах; показатели эффективного использования материальных ресурсов. -  Шпаргалки

МТО (материально техническое обеспечение).

План МТО является одним из важных разделов б-п пред-ия. Основные Задачи плана:

· Своевременное и полное удовлетворение потребности пред-ия в материально технических ресурсах;

· Обеспечение высокого кач-ва поставляемых материалов;

· Минимизация затрат на покупку, доставку и хранение;

· Максимальное использование в произ-ве вторичного сырья;

· Определение оптимального уровня запасов материальных ресурсов.

В рыночной экономике пред-ия самостояте6льно организуют МТО на основе прямых договоров с поставщиками либо непосредственно, либо на ярмарках и аукционах.

В централизованной системе планирования МТО заключалось в определении плановой потребности необходимых для выполнения производственной программы материальных ресурсов, а также получения от Министерств фондов (лимитов) на их поставку. После этого составлялся план МТО, в котором потребности в материалах сравнивались с источниками их покрытия. Эта система покрытия и сейчас остается на пред-ях выполняющих важное народно хозяйственное значение, н-р, оборонная промышленность, космическая ит. д.

План МТО составляется в натуральном и денежном выражении на год с поквартальной разбивкой. План состоит из расчетов потребности в материальных ресурсах и плана закупок. Он составляется в 4 этапа:

Iэтап Разробатывае6тся проект плана в форме заявок содержащих потребности в различных материалах.

IIэтап Проводится анализ эффективности использования материальных ресурсов. После чего проект плана корректируется на основе уточненной производственной программы, материалов и наличия уже имеющихся производственных запасов на пред-ии.

IIIэтапе Проводится анализ рынка сырья и материала, оценивается целесообразность приобретения того или иного ресурса. После чего принимается решение по закупке.

VIэтапе Составляется баланс материальных ресурсов и план закупок. Потребность в материальных ресурсах должна быть основана результатами по следующим видам потребления: основное произ-во, капитальное строительство, внедрение новой техники, ремонтно -эксплуатационные нужды, изготовление технологической оснастки и инструментов, на прост незавершенного произ-ва.

Потребность основного произ-ва В материалах определяется методом прямого счета, т. е. умножением нормы расхода по каждому виду материалов на производственную программу. Если по какому-либо материалу отсутствуют разработанные нормы расхода, тогда потребность по этим материалам рассчитывается на основе фактических данных.

Потребность в материалах для капитального строительства Определяется в зависимости от источника финансирования капитальных работ. Если строительство ведется хозяйственным способом (самим пред-ем), то по потребность в материалах определяется по нормам расхода на основе проектно-сметной документации, а если подрядным (другой стороной), то на 1 миллион грн. ст-ти монтажных работ.

Потребность в материальных ресурсах для проведения мероприятий по Внедрению новой техники Определяется на основе Vэтих работ и норм расхода материала на них.

Аналогично определяется потребность В материалах на инструмент и техническую оснастку.

№ 28 Оперативно-календарное планирование в единичном производстве

Единичное производство характеризуется изготовлением единичных заказов или небольших серий заказов в различных отраслях и сферах деятельности. Повторяемость выпуска изделий в единичном производстве либо отсутствует либо не регулярна тлибо не оказывает влияние на ход производственного процесса.

Главная задача ОКП – это своевременно выполнить разные заказы в соответствии с производственной программой предприятия и обеспечить равномерную загрузку оборудования.

Процесс выполнения заказа состоит из следующих этапов:

Оформление заказа и подготовка к его выполнению
На основании служебной записки от заказчика о выполнении работ или изготовления изделия руководитель дает разрешение на открытие заказа о выполнение этих работ. Данное письмо передается в ПЭО для регистрации заказа в журнале и оформления запросного листа. Запросный лист предается в ОГК для расчета показателей конструкторской подготовки производства (ПКИ, сроки, объем), одновременно копия письма направляется в ОГТ для расчета показателей технологической подготовки производства: норм расхода. Материальных ресурсов, описания техпроцесса изготовления изделия.
Затем запросный лист направляется в отдел труда, где технологические операции нормируются и определяются нормы труда в норма/часах и в грн. На основании этих данных ОГК, ОГТ, и ОТиЗ калькулируются затраты и рассчитывается цена изделия или работ в планово-экономическом отделе сроков выполнения заказов по стадиям производства и в ОМТС для приобретения нужных материалов Выполнение заказа
После расчета калькуляции и цены на изделие заказ передается в цех под определенным шифром, составляется проект договора с заказчиком и его регистрация в журнале, заказчик оплачивает изготовление заказа и заказ запускается в производство

Календарно-плановые расчеты включают в единичном производстве:

- Расчет длительности производственного цикла выполнения заказов и построение цикловых графиков

- определение календарных операций в работе цехов

- составление сводного календарного графика выполнение заказа и последующие уточнение календарных опережений по цехам

- проверочные расчеты загрузки производственных площадей и оборудования и корректировка сводного графика с целью выравнивания загрузки по отдельным плановым периодам

Основным календарно-плановым нормативом в единичном производстве является расчет длительности производственного цикла определяется по формуле:

Тц – длительность произ-го цикла выполнения заказа;

Tшт – время на операцию;

Рм – число рабочих смен, одновременно выполняющих операций;

S – число смен;

H-продолжительность рабочей смены,;

N - число деталей в партии;

М – число операций технологической операций;

Tест- продолжительность естественных процессов (сушка, охлаждение и т. д.).

Нормирование оборотных средств. Показатели нормирования; методика их расчета - Шпаргалки

Планирование оборотных ср-в назв. их нормированием. Оно заключается в разработке обоснованных норм и нормативов с целью бесперебойной и ритмичной работы пред-ия.

Фактические запасы оборотных ср-в на пред-ии могут не совпадать с расчетными нормативами. Если они выше норматива то создаются сверхнормативные запасы, которые отвлекают денежные ср-ва из оборота. Если они ниже норматива, то образуется недостаток собственных ОС; следствием его является простои произ-ва невыполнение плана произ-ва и штрафные санкции.

И в этом и в другом случае оборотные ср-ва используются неэффективно. Поэтому нормирование ОБС – это необходимое условие для определение минимального достаточного размера ср-в обеспечивающих эффективную работу пред-ия.

Показатели нормирования ОБС: норматив оборотных ср-в ОБС (грн) и норма запаса (В %).

Норматив оборотных ср-в – Минимальная плановая сумма денежных ср-в постоянно необходимая пред-ию для нормальной работы. Он рассчитывается ежегодно т. к. зависит от изменения цен на материалы.

Ризд – однодневный расход материалов грн.;

Норма запаса оборотных ср-в отражает период времени, в течение которого пред-ие планирует работать на данном запасе, т. е. кол-во дней обеспеченности материалом. Нормы зависят от таких факторов: частоты поставок, формы расчетов, скорости перевозок и др. нормы и нормативы каждое пред-ие разрабатывает самостоятельно. Однодневный расход материалов определяется делением ст-ти материалов по смете зат-т на число календарных дней в периоде.

Нормирование оборотных ср-в в произ-ых запасах. Норма запаса оборотных ср-в в произ-ых запасах включает следующие элементы:

- время нахождения материалов в пути (транспортные запасы);

- время на приемку, разгрузку, сортировку, складирование (подготовительный запас);

- время на подготовку к произ-ву (технологический запас);

- время нахождения на складе для использования в произ-ве (текущий складской запас).

- время нахождения на складе в виде гарантий запаса (страховой запас).

Величина транспортного запаса рассчитывается методом прямого счета (на некоторые элементы).

Ремонтное хозяйство – Это подразделение, осуществляющее техническое обслуживание и ремонт оборудования, ввод в действие нового оборудования и модернизацию существующего.

На пред-ях при планировании ремонтных работ применяют 2 формы: Систему планово-предупредительного ремонта и система ремонта по результатам технической диагностики.

Система планово-предупредительного ремонта (ППР) Состоит в том, что все предупредительные осмотры и ремонты проводятся по плану и в соответствии с заранее установленными нормативами. После отработки каждым станком определенного времени проводят осмотр и плановые ремонты. В процессе обслуживания и осмотра станка устраняются мелкие не исправности, замена смазки, регулировка механизмом. Плановые ремонты делятся на текущие и капитальные.

Во время капитального ремонта Оборудования делается полная его разборка. Ремонтируются изношенные детали и узлы, заменяются те, что не подлежат ремонту, проводится регулировка и испытание всего станка.

Во время текущего ремонта заменяются или устанавливаются отдельные узлы или детали. Проводится их регулировка.

Система ремонта по результатам технической диагностики. Осуществляется с фактическими потребностями в ремонте после объективного и тщательного обследования технического состояния оборудования. Эта система ремонта является более дешевой, но менее надежной по сравнению с системой ППР.

Показатели планирования ремонтных работ по системе ППР.

1) Ремонтный цикл – Это промежуток времени между двумя капитальными ремонтами или между началом эксплуатации и первым капитальным ремонтом.

2) Структура ремонтного цикла – это последовательность осмотра текущего и капитального ремонтов в пределах одного ремонтного цикла (в часах).

3) Межремонтный период – это промежуток времени работы оборудования между 2 смежными ремонтами.

4) Категория ремонтной сложности – это показатель, который определяет сложность и трудоемкость ремонта какого-либо станка в сравнении со станком принятым за эталон.

5) Ремонтная единица – это показатель характеризующий трудовые затраты на ремонт оборудования первой категории сложности.

Управляет ремонтным хозяйством главный механик, который подчиняется главному инженеру. В структуре ремонтного хозяйства находятся:

§ Планово-производственное бюро, которое составляет планы, отчеты, контролирует и регулирует производственную и экономическую дея-ть;

§ Ремонтно-механический цех;

§ Бюро планово-предупредительного ремонта;

§ На крупных пред-ях – конструкторские бюро, которые осуществляют техническую подготовку и модернизацию оборудования.

№13.Планирование потребности в чис-ти вспомогательных рабочих. Определение дополнительной потребности в кадрах.

Планирование чис-ти вспомогательных рабочих осуществляется несколькими методами: По трудоемкости вспомогательных работ; По нормам обслуживания; В зависимости от типа производства; По удельному весу числа вспомогательных рабочих в общей чис-ти ППП.

Число вспомогательных рабочих по Трудоемкости вспомогательных работ Определяется в машиностроении, в тех пр-вам пр-ию которую можно пронормировать (в инструментальном произ-ве) тогда чис-ть вспомогательных рабочих будет равна:

Tшт всп - трудоемкость изделия вспомогательного произ-ва;

В непрерывных производствах (химическом, пищевом идр.) чис-ть вспомогательных рабочих определяется По нормам обслуживания в течении смены:

N - кол-во единиц оборудования ;

I - Кол-во смен;

Нобсл- норма обслуживания на 1 работника.

Для более приблизительных расчетов число вспомогательных работников можно определить в зависимости От Типа производства по типовым нормативам:

O Для массового произ-ва 10-15% от Чосн;

O Для серийного произ-ва 25% от Чосн;

O Для единичного 30-35% от Чосн.

Чис-ть вспомогательных рабочих укрупнено можно рассчитать По удельному весам каждой категории в численности ППП.

№15.Планирование чис-ти специалистов, руководителей, служащих. Определение дополнительной потребности.

Чис-ть работников аппарата управления по категориям (руководителей, специалистов, служащих) подлежат нормированию и определяе6тся по ф-ле:

Чауп. – чис-ть административно управленческого персонала;

- сумма времени по выполнению определенных операций по нормам (или работ);

Коп – кол-во управленческих операции в соответствии единичных измерений (н-р, листов);

Tдоп –дополнительные затраты времени не включенные в норматив;

Фэф – эффективный (полезный) фонд рабочего времени.

Т. к. норма времени на управленческие работы имеют не все фирмы, то расчет чис-ти ППП включая АУП можно производить по следующей ф-ле:

Тпр. пл. – трудоемкость производственной программы на планируемый год;

Чауп – чи-ть раб-в АУП и прочих категорий ППП по штатному расписанию базисного года;

Э ауп – планируемые изменения чис-ти работников АУП и прочих категорий (обслуживающий персонал, охрана) за счет инновационных мероприятий.

Чис-ть технических исполнителей.

Определяется также как и чис-ть вспомогательных рабочих, т. е. в соответствии с нормативами обслуживания. Чис-ть работников охраны определяется от числа постов и режимов работы пред-ия. Планирование чис-ти должно начинаться со структурных подразделений, т. е. с участков, цехов, произ-в, отделов за тем суммируется чис-ти по всем категориям работников и определяется чис-ть ППП в целом по пред-ию.

Определение дополнительных потребностей.

Дополнительная потребность (или избыток в кадрах) рассчитывается отдельно по каждой категории работников с учетом профессии, квалификации, специальности. Она определяется как разность между среднегодовой чис-ти в плановом году (план по труду) ожидаемой (фактической) чис-ью за предыдущий год с учетом выполнения числа раб-х или служащих в связи с уходом в армию, на учебу, на пенсию и т. д.

Одновременно с расчетом дополнительной потребности определяют источники восполнения чис-ти. Это могут: за счет выдвижения из резервов внутренние или внешние - за счет выпуска вузов, др. пред-ий, безработных. На основе в дополнительной потребности в персонале составляют план подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Все расчеты сводятся в форму, которая называется «потребность в персонале и источники ее обеспечения».

Планирование фонда оплаты труда по бестарифной системе.

По данной системе заработная плата всех работников предприятия предоставляет собой долю работника в фонде оплаты труда или всего предприятия ли отдельного подразделения. В этих условиях фактическая величина заработной платы каждого работника зависит от ряда факторов

    квалификационного уровня работника коэффициента трудового участия фактически отработанного времени

Квалификационный уровень работника предприятия устанавливается всем членам трудового коллектива и определяется как частное от деления фактической заработной платы работника за прошедший период на сложившейся на предприятии минимальный уровень заработной платы за тот же период. Квалификационный уровень может, повышается в течение всей его трудовой деятельности

КТУ – выставляется всем работникам предприятия и утверждается советом трудового коллектива, и который сам решает периодичность его определения.

Расчет заработной платы по бестарифной системе оплаты труда определяется в такой последовательности:

Количество баллов, заработанных каждым работником

М1=К*КТУ*N

К – квалификационный уровень

N – Количество отработанных человеко-часов

-общая сумма баллов, заработанная всеми работниками подразделения

М = суммаМ1

-доля фонда оплаты труда приходящаяся на оплату одного балла

D=ФОТ/М

-зароботная плата отдельных работников подразделений